Найти в Дзене
GowiththeWind

Внезапно, Beatlefest

Хоть Петр Налич и говорил не раз «все мы любим Битлз» (и это правда!), но всё же есть разница между замиранием сердца при первых звуках Yesterday и Girl и полным погружением в материал, вплоть до каждой минуты жизни Ливерпульской четверки, каждой ноты каждой партии в каждом треке и миллиметровых различий в исполнениях одних и тех же песен на разных концертах. Нет, я, конечно, знала о существовани битломанов в наши дни – но что их столько, что хватает на целый полноценный фестиваль, в смысле заполнения площадки и готовности шесть часов подряд слушать, как любимую музыку играют разные музыканты, и что у них вообще есть свое организованное сообщество и вот такое ежегодное мероприятие, – как-то не предполагала. Это было как заглянуть в особый, отдельный мир, с которым не пересечешься в обычном беге своей жизни.

Фест проходил в клубе Base. Я в роковой теме вообще не сильна, имена участников у меня совершенно не на слуху и заранее ничего не говорили. Единственное, я уже знала, кто такие Beatlove – опять же благодаря Петру Наличу, он вручал им премию клуба «16 тонн». Ну Маргулиса не считаем – понятно, приглашенная звезда. Вторым приглашенным гостем, собственно, и был Петр Налич, и из-за него я на этот фест и попала. И уже «в процессе» вспомнила Корнея – по случайному видео с концерта «Ундервудов», где он, подражая Фредди Меркьюри, проводил распевку с залом. В общем, программу читайте на фото – будет содержательнее моих пересказов:)

-2

Пожалуй, одним из главных впечатлений дня для меня стала публика. Очень специфическая, даже колоритная, и очень интеллектуальная и интеллигентная (при том что баром народ не пренебрегал). Что еще удивило – публика очень разновозрастная. Видно, старые битломаны не могли не воспитать детей-битломанов и внуков-битломанов. В танцполе зажигали даже совсем юные фанаты. Впоследствии оказалось, что она, публика, здесь еще и весьма придирчива и капризна. А с другой стороны, чего еще ждать от тех, кто собрал полную коллекцию битловского винила, включая «из неизданного» и «из ненаписанного»?

-3

Хотя на самом деле, как на любом массовом мероприятии, наверное, народ был разной степени вовлеченности – для кого-то это скорее ностальгическое возвращение в свою юность и возможность встретиться с друзьями-единомышленниками. А кто-то наверняка пришел просто на любимых исполнителей – во всяком случае явно много народу пришло конкретно на Налича, причем даже «наличеманы» тоже были разной степени погруженности – кто-то знал все песни, кто-то только самые раскрученные старые хиты.

-4

Все-таки из меня битломан никакой – для меня творчество Битлз как бы распадается на две ветви: одна – рок-н-ролльные быстрые песни, другая – красивые и нежные акустические баллады. И первое в большом количестве воспринимаю с некоторым трудом, лучше по одной песне с перерывами, а второе – как раз любимое. На фестивале быстрого рок-н-ролла было много, но в целом было весьма разнообразно. Некоторые сеты, кстати, состояли из целых альбомов Битлз.

-5

К началу я не успела и из выступления Сергея Гуцана застала, наверное, треть. Кто-то говорит, мол, скучновато – мне как раз понравилось, показалось проникновенно. Может, просто песни были подобраны «не стадионные», требующие внимательного вслушивания и даже определенной интимности, эмоциональной настройки (а я как раз стояла близко к сцене, может, поэтому мне было проще). Выступавшие следом Zebra Band и Корней прямо-таки сработали на контрасте: их выступление было настоящим фейерверком. Корней вообще впечатлил – такой яркий и харизматичный.

Дальше выступал Петр Налич со своим бэндом. Как сказал Петр во вступительном слове, «чтобы наше выступление не было мгновенным, мы разбавили его некоторыми своими песнями, которые, как нам кажется, попадают в настроение, и многие из них были созданы под влиянием любимого коллектива» (то есть Битлз). Поэтому после All My Loving внезапно зазвучала «Гитар», а за ней – прекрасная битловская Michelle. Потом были из битловских еще I Saw Her Standing There и Across the Universe, а из своих – Morning Stars, «Яджнавалки», «Никогда», «Крылья» и Lost&Forgotten. Некоторые битломаны потом ворчали и ругались в комментах, что вместо песен Битлз их заставили слушать песни Налича. Ну и кстати, о созвучности музыкальной здесь и правда говорить не приходится – просто потому что и Петр, и Битлы обладают очень ярким и узнаваемым музыкальным почерком, они в целом очень разные, и это будет заметно, даже если действительно подобрать у Налича что-то более в стиле «баллад 60-х». Так Петр, кстати, характеризовал Lost&Forgotten, и, по-моему, справедливо, хоть и непонятно многим иностранцам, которым там слышится Russian soul. Просто это примерно как сравнивать реальную Англию и Англию в советском фильме «Собака Баскервилей»: мы понимаем, что имеется в виду, но это наши фантазии на тему, мир нашими глазами.

-7

Четыре битловских песни из десяти – ну, может, и правда маловато; а с другой стороны, это же не репертуар Налича, каждую из этих песен надо было тщательно разучивать специально под фестиваль. До того он в концерте лишь однажды пел Michelle (и не со своими музыкантами, а под чужой оркестр). Может, объективно не успеть было качественно подготовить больше. У наличеманов свои претензии: отчего в стопицотый раз те же Гитар и Крылья, а не что-нибудь редко исполняемое англоязычное лирическое, ну или отчего не тот же Diappointment? Ну, своя логика в таком плейлисте тоже есть, он составлен как бы в ожидании, что выйдешь на сцену, а в зале «ой а кто это?» Это просто плейлист-пояснение, «кто это». Фестивальная публика ведь очень разношерстная, и специально на исполнителя приходит лишь некоторая часть. И, наверное, правда многим фестивальным слушателям обычно надо для знакомства «чего бы попроще». Только это, похоже, явно не про битломанов!:) Что-то мне кажется, они бы осилили сложные ритмы. Я по сторонам смотрела – мне казалось, что многие зрители вокруг меня могли запросто оказаться музыкантами, причем ценителями сложных жанров. Только как это всё заранее угадать?.. Я лично такую публику на фесте вижу впервые.

А потом, кому-то было мало битловских песен, а кого-то как раз накрывала радость узнавания, им было всё супер, и когда между очень хорошо знакомыми песнями Налича игралась битловская песня, то она получала гораздо большее внимание. Это где-то вопрос настроя: если тебе в принципе почему-то не очень нравится данный исполнитель, легко начнет раздражать в нем всё подряд, а если сердце открыто для нового и хочется на мир смотреть с любовью – да пусть поет что хочет, лишь бы пел:)

-9

Я лично от выступления Петра получила большое удовольствие. Маловато, конечно, по времени – полчаса всего, но таков уж фестивальный регламент. Очень понравилось, как звучали у него битловские песни: мощный объемный обертонистый голос Петра раскрывает красоту этих песен как-то особенно выпукло. А собственные хиты – для разминки, чтобы подпевать громко и уверенно. Так, как битломаны подпевают песням Битлз.

-10

Кстати, в результате я обратила внимание, насколько, так скажем, текстовые песни Битлз. В принципе, их мелодика во многом следует за текстом (у Петра скорее наоборот).

Выступавший далее бэнд Father McKenzie я, если честно, слушала довольно невнимательно – но с интересом разглядывала фото– и видеоподборки, крутившиеся на экране. Мне вообще понравилась эта идея, как и ее исполнение.

-11

Свет, правда, был тускловат и жестковат – на фото то лица как у панды, с черными тенями, глаз не видно, то всё в дыму, не разглядишь. Но такой свет по нынешним временам довольно типичен, и это в том числе из-за типа светильников.

-12

Дальше был еще эпизод с внутрифорумными фанатскими делами и вручениями даров. Вот тут ощущаешь, что да, тут целая организация, сила...:)

-13

Из выступления Маргулиса со Степными волками застала фактически окончание. Позабавило, когда в заключение в зал полетела и была проворно поймана одноразовая тарелочка с написанным на ней маркером плей-листом – в точности как на Квартирниках у Маргулиса, только там Евгений Шулимович делал самолетики из листа бумаги. Тоже вот ругались потом, что нет чтобы песни Битлз петь – байки травил. Но вот проверяю, что играют те, кто понравился, – многие это кавер-группы. То есть, возможно, огранизаторы фестиваля хотели как-то разбавить непрерывную череду битловских песен – а их не поняли, типа, «мы хотим только песни Битлз». Ну спорно. Чтобы не замыкаться на себе, нужно чуть разбавлять. Это ведь и метод привлечения новой аудитории. Опять же, кому-то не понравилось, а кто-то принимал благосклонно все эти старые-престарые байки...

-14

Хотя вот почему-то вспомнилось в тему, как на своем Квартирнике, пригласив Налича, Маргулис выпросил-таки «Гитар». Петр тогда только начал буквально по одному, осторожно добавлять старые хиты в свои клубные концерты после нескольких лет полного табу на все песни МКПН (с 2015 года в билетных концертах игрались песни только новые, сочиненные и доведенные до готовности Петром уже после роспуска МКПН). «Гитар» же Петр все равно упорно играть не желал. Но Евгению Шулимовичу не смог отказать:) И вот опять Налич и Маргулис на одной сцене (хоть и не одновременно) и опять звучит «Гитар» (правда, запрета на нее у Петра уже никакого нет – и слава богу).

-15

Замыкали фестиваль Beatlove, копирующие Битлз во всех возможных деталях. Мне в целом понравились, хотя и правда для меня столько рок-н-ролла многовато (ну давайте же есть пчел! и вздыхать по Гёрл...). Единственное, мне казалось, что необходимость отыгрывать роли временами чуть сдерживала собственную харизму. За нее отвечал вышедший с ребятами на сцену Корней и добавлял клавишник. А когда в конце за вторую барабанную установку сел ведущий фестиваля Олег Мартишин и все вместе зажгли Hey Jude! – ну вау, просто класс!

-16

В общем, по мне, фест удался на славу. Впечатлений много, разных и интересных. Так пусть, как в песне (совсем другого автора), «нам играют живые Битлз»! Возможно, это действенное средство от депрессий и разочарований.

По традиции видео выступления Петра Налича. В сети есть и записи других сетов, могу добавить тоже. Организаторы еще зазывали на битломанский сайт https://www.beatles.ru/

Если не проигрывается, то вот:

ПЕТР НАЛИЧ И ЕГО БЭНД НА ФЕСТИВАЛЕ BEATLESFEST В КЛУБЕ BASE 05.10.2024

И с другой точки:

Пётр Налич и бэнд на фестивале BeatlesFest в клубе Base 05.10. 2024