В фильме «Царство небесное» Ридли Скотта предостаточно несуразиц и нестыковок, но еще при первом просмотре я обратил внимание на один эпизод, связанный с далеко не главным персонажем этой картины. Речь о рыцаре Рене де Шатильоне.
Разбивает Рене де Шатильон (в исполнении великолепного Брендона Глиссона, выглядящий, как стахановец с городской скотобойни, и почему-то в одеянии тамплиера) караван супостатов, а в зеленом поле стоит женщина. Товарищ говорит Шатильону, что это сестра самого султана Саладина – «Я знаю», отвечает тот. Приближается к ней, срывает чадру … намек ясен. Ну, а в следующей сцене послы Саладина требуют у короля Иерусалима Ги де Лузиньяна выдать тело сестры.
С легкой руки Ридли Скотта эта история кочует по нашему интернету, повторяясь в каждой второй, если не первой, статье о Рене де Шатильоне. Причем иногда авторы предлагают «варианты», дескать, по «разным версиям» - Рене совершил насилие и убил эту женщину, продал в рабство или только коснулся пальцем. Кроме первого (изложенного в фильме) озадачивает и второй «вариант» - продал в рабство. Те, кто это пишет, хотя бы спросили себя – интересно, кому? Логически рассуждая, на это бесстрашно могли решиться только … инопланетяне, пришельцы с планеты Нибиру, или еще откуда-нибудь – ибо только они могли позволить себе не думать о последствиях такой сделки.
Попробуем разобраться – в чем же тут дело? Рене де Шатильон, известный крестоносец, традиционно не любим классическими западными историками и считается одним из виновников поражений крестоносцев из-за своих авантюрных предприятий и непонимания региональной геополитики. Но вот чтобы Рене настолько ее, эту политику не понимал, и поднял руку на родную сестру самого Саладина… не чересчур ли?
В первую очередь, пытаясь для себя понять, где правда, а где ложь, я задал себе вопрос, который может показаться странным – а были ли у Саладина вообще сестры? А то ведь многие режиссеры исторических фильмов склонны не просто к выдумке, но и к вовсе фэнтезийным вставкам. Что же, действительно были – и вот здесь начинаются уже первые вопросы к фильму. И к тем, кто повторяет странную байку. Ну, хорошо, Ридли Скотту нужна была «картинка» зачем-то, но все остальные…
Сестры султана Салах ад-Дина - Рабия Хатун (1166-1245) и Фатима Хатун (?-1220/23), согласно арабским источникам, разумеется. Как видно из указанных дат, обе они с Рене Шатильном никогда не встречались, и уж тем более этот рыцарь не угрожал жизни и чести этих дам, проживших относительно спокойную жизнь и скончавшихся в преклонных летах в Дамаске.
Еще один довод в пользу невиновности Рене де Шатильона - памятник Салах-ад-Дину-победителю в Дамаске, Сирия. И часть композиции – два побежденных и плененных рыцаря – Рене де Шатильон и король Ги де Лузиньян. Как изобразили Рене арабы? Не правда ли, странно для «насильника», не находите? Король выглядит отчаявшимся (то, что это Лузиньян можно понять по короне лежащей рядом, да и под рыцарем слева есть надпись с именем), а вот Рене… рыцарь печального образа, без тени порока на благородном лике, готовый спокойно встретить смертельный удар. Жизнь прошла… Но разве так изображают разбойников и садистов, попавших в руки благородного мстителя?
Два арабских первоисточника – Бахауддин ибн Шаддад и Ибн аль-Асир не знают о неслыханном преступлении Рене де Шатильона против семьи Саладина. Оба автора наиболее подробно освещают путь Шатильона, при этом будучи враждебно к нему настроенными, что вполне естественно, для них он враг.
«Принц Рейнальд, лорд Керака, был одним из величайших и злейших франков, самым враждебным к мусульманам и самым опасным для них. Зная об этом, Саладин время от времени нацеливался на него блокадой и раз за случаем совершал набеги на его территорию. В результате он был смущен и унижен и попросил Саладина о перемирии, которое было предоставлено. Перемирие было заключено и клятвенно подписано…большой караван, богатый товарами и со многими людьми, в сопровождении большого количества солдат, прошел мимо него. Проклятый предательски схватил всех до единого и сделал своей добычей их имущество, животных и оружие. Тех, кого он взял в плен, он отправил в свои тюрьмы. Саладин послал обвинять его, сожалея о его предательских действиях и угрожал ему, если он не освободит пленников и товары, но он не согласился сделать это и упорствовал в своем отказе. Саладин поклялся, что убьет его, если когда-нибудь окажется в его власти.» Ибн аль-Асир.
«Садах ад-Дин поклялся казнить принца Арнаута (Шатильона), если он когда-нибудь попадется к нему в руки, и причина, по которой он дал этот обет, такова: шедший из Египта караван, пользуясь перемирием, приблизился к аш-Шубаку, где в то время находился этот эмир. Думая, что ему нечего опасаться, караван остановился недалеко от этого места; однако этот человек напал на него, нарушив свою клятву, и убил (многих) людей. Тщетно путники умоляли его сжалиться над ними ради Бога, напоминая ему о мирном договоре, заключенном им с мусульманами. В ответ он лишь оскорблял Святого Пророка. Узнав об этом, султан, повинуясь религиозному долгу и желанию защитить свой народ, дал клятву, что убьет этого человека, когда тот окажется в его власти.» Ибн Шаддад.
Памятник в Дамаске посвящен победе султана при Хаттине в 1187 году, где армия крестоносцев была разгромлена, и король Иерусалима Ги де Лузиньян вместе с Рене де Шатильоном сдались в плен. Рене де Шатильон был казнен лично Саладином – в обоих арабских источниках есть описание этой казни. Вот и причина для возмездия – нарушение клятвы и нападение на караван. О сестре Саладина ни слова. Вот не склонны арабские историки клеветать на врагов. А западные режиссеры… увы.
Откуда же вообще это взялось? Что же, в труде на данную тему современного историка Бернарда Гамильтона есть указание на христианский источник «История Ираклия» (Estoire d'Eracles), старофранцузский перевод летописца Крестовых походов Вильгельма Тирского, где и сообщается о данном инциденте, с невесть откуда взявшейся в караване, сестрой Саладина. Бернард Гамильтон, прямо, на основании всех остальных данных, резонно считает эти сведения ошибочными.
Такая судьба выпала князю Антиохии, рыцарю Рене де Шатильону – почти сразу после гибели быть оклеветанным своими, возможно, просто ошибочно. И уже в наше время, за этот эпизод, больше нигде не зафиксированный и не стыкующийся с фактами живо ухватились «условно свои» - режиссер Ридли Скотт и его сценаристы. Зачем – вот в чем вопрос. Рене Шатильон не был ангелом и скорее всего не был даже просто хорошем человеком, но он явно не был и отмороженным садистом, изображенным в «Царстве небесном». Почему в глазах арабских скульпторов поверженный рыцарь печален и благороден, а в глазах, наследника, вроде бы западной культуры, хм, Ридли Скотта, Шатильон нечто невообразимое и похож на спятившего мясника?