Выступление протоиерея Димитрия Смирнова, председателя Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства Русской Православной Церкви, на круглом столе, который состоялся в Общественной палате РФ 26 мая 2015 года по теме "Сохранение семейной культуры и укрепление традиционных семейных нравственных и духовных ценностей - важнейшая задача современной России".
Ну вот, дорогие старые и не очень старые знакомые! Я очень рад, что мы вновь встретились. Я думаю, из здесь присутствующих никто не будет оспаривать эти вещи. Хотя, пока я сюда ехал в автомобиле, мне позвонили два корреспондента. Один с «Эха Москвы», а другая ещё откуда-то...
(кто-то из слушающих сделал предположение, что с «Дождя» – прим. ред.)
Нет-нет, с «Дождём» я принципиально не имею никаких связей, два раза там выступил, и мне не понравилось. Я попросил их начальство, чтоб они меня больше не беспокоили. Я был там, участвовал в двух передачах, но уровень ведущих – это просто ниже низкого, поэтому это пустая трата времени.
Итак. Как раз вот об этом речь и шла, звонки этих корреспондентов были результатом того, что они уже прочли в Интернете о том, что у нас здесь происходит. Понимаете, какая мгновенная реакция. Это внушает некоторые надежды.
Семейная культура. Семейная культура у нас в стране осталась практически только на Кавказе, причём на Северном. На всей остальной территории практически ни один человек, кроме специалистов-фольклористов, ничего вам об этом не скажет. Поэтому если сохранять семейную культуру, скорее нужно её возрождать.
Укрепление традиционных нравственных семейных и духовных ценностей. Так же, укрепить можно только то, что есть. У нас семья находится в глубочайшем кризисе, десятки миллионов мальчиков и девочек растут в условиях безотцовщины. Вот я помню, когда я был ещё маленьким, термин «безотцовщина» был устойчивый, и говорили, что вот с этими мальчиками, у которых нет отца, даже лучше и не дружить, потому что научишься незнамо чему. И действительно, основной контингент наших тюрем – я тюрьмой занимался 10 лет по церковной линии – это безотцовщина и сироты. Это основной, устойчивый контингент. Это следствие разрушения и семейной культуры, и традиционных семейных нравственных и духовных ценностей. То есть мы наследники очень тяжёлого прошлого. И я частично этого касался в первой части.
И вот, моё такое предложение. Необходимо нам возродить такой предмет школьный – нравственные основы семейной жизни. Потому что основа всякой нравственности бытовой, народной – это семья. И детям рассказывать о том, как должно быть. Для чего? Я заметил, что чтобы сохранить ребёнка и будущего взрослого от того, чтоб его привели в какую-то секту (потому что люди в секты не приходят, туда приводят), нужно, чтобы дитя знало хотя бы название сект. Он выучил список, можно этому посвятить один-два урока, на пятёрочку или на четвёрочку ответить, это будет очень серьёзная профилактика, потому что все секты, все до одной, скрывают свои настоящие названия, они выявляются потом. Если ребёнок узнает в этом названии то, чему его учили в школе, он насторожится и уже будет критически относиться к тем атакам на своё сознание, которые практикуют в этих сектах. Нечто подобное нам нужно сделать и в нашем некогда славном отечестве, которое сейчас в реальной опасности в связи с разрушением того, что президент назвал скрепами. Ну что ж, я не против этого названия. Действительно, семья – это то, что скрепляет общество, народ, отечество. Это действительно так. Это основа. Это основа безопасности. И даже по той статистике, что сейчас наши враги, то есть, виноват, оппоненты, постоянно говорят о семейном насилии. И второй есть термин: насилие в семье. На самом деле в семье насилие минимально. Основное насилие происходит в том, что называют современной семьёй, когда одна мать и череда возлюбленных. Там возникает насилие. Когда приходящий папа. И я слышал от детей: «Я теперь не Петрович, а Николаевич», я спрашиваю: «А что так?» – «А у меня теперь новый папа». То есть дети знают, что отчество по отцу, а сейчас очередной новый папа. И так далее. Когда одна мама и много-много всего, когда семья находится в аномальном состоянии. В нормальной же семье, наоборот, это редчайшие случаи. Поэтому насилие не в семье, насилие бывает у подверженных болезни алкоголизма, наркомании, когда люди живут в так называемом (четыре кавычки с одной стороны, восемь с другой) «гражданском браке» – вот тогда. Потому что в нашей стране, может, мы не единственные, но замужних больше, чем женатых. Это уникальная ситуация, но перепись населения неуклонно это показывает. Потому что те мужчины, которые руку и сердце не предлагают, а предлагают только делить кровать, они совершенно не рассматривают своих напарниц как жён, а жёны тешат себя надеждой, что они в гражданском браке, так же, как и доктор Рошаль, который на всю страну об этом заявляет, и в общем всё у него как бы хорошо. Но если детям хотя бы назвать... Как это будет? Будет курс, и будут дети учить, отвечать, как алгебру, тригонометрию, географию, и если это будет хороший, доброжелательный и любящий их учитель, то обязательно это в сердце останется. Я за свою жизнь и последние 25 лет, особенно в первые десятилетия очень много беседовал со школьниками. До сих пор не отказываю, если меня зовут к школьникам, им что-то рассказать на любую тему: о вреде наркомании – пожалуйста, о вреде игр, о вреде Интернета, о чём угодно, о политике. Если моя компетентность это позволяет, я говорю, а если нет, я постараюсь перейти на другие темы, более важные. Самая интересная тема, которая всегда заставляет детей усилить внимание – это семья и о том, как её создавать, и взаимоотношения полов. У Церкви двухтысячелетний опыт, основанный ещё на опыте ветхозаветной Церкви, сексуального воспитания людей, взаимоотношения полов, потому что это Богом данный организм, именуемый семьёй, который сейчас почему-то называют институтом, как будто это продукт человеческого разума. На самом деле Бог создал человека как семью, и всего существуют пять фундаментальных признаков, отличающих человека от остальных млекопитающих. Один из этих признаков – как раз то, что у людей существует брак. При разрушении брака мы приближаемся к животному миру, мы звереем. Вот Павел Александрович мне сказал, и я даже выучил эти два китайских иероглифа. Понятие «хорошо» в китайском языке изображается двумя иероглифами: «жена», «дети». «Жена», «дети» – два иероглифа, означает «хорошо» по-китайски. Это «хао» звучит, да? «Хао», я помню, как это звучит, но не знал иероглифа. Это потрясающе! Человек, который пишет: «хорошо», уже через графику своего народа понимает, что хорошо – это жена и дети, вот что хорошо. А остальное – алгебра, геометрия, география – это тоже хорошо, но это не жена и дети.
Вот если мы, а мы – общественность, озаботимся этим, то можем влиять с помощью школы, которая есть инструмент, институт, с помощью замечательного института русской школы, которая воспитала чудесных людей, воспитала и чудесную армию, и воспитала и вырастила изумительную культуру. Я не говорю, что школьный курс может радикально всё изменить. Нет. Но он создаст некий стержень, вокруг которого ребёночек может дальше формироваться, задать путь, по которому он сможет идти. По крайней мере какое-то элементарное вооружение, пусть и очень простое, для будущей семейной жизни. И мы как отцы, матери, взрослые люди, дедушки, бабушки должны обязательно это сделать. Это моё и предложение, и пожелание как гражданина и патриота, и священника, и церковного человека. Можно сказать, моя мечта.
Я понимаю, какое это может вызвать сопротивление. И даже журналисты задавали стандартные вопросы: «А какой предмет удалить?». Я говорю: «А вот скажите, Настя, для Вас что важнее, та алгебра, которую Вам преподавали в школе, или Ваша личная семейная жизнь?». Она: «Ну, алгебра, конечно, не очень». Ну а тогда зачем учить алгебре? Тогда выкинем алгебру. Хотя я учился в математической школе, дед у меня вообще великий математик, известный на весь мир, я благоговею перед математикой, сам учился на математическом факультете. Но семья важнее алгебры. Мы должны учить тому наших детей, что сделает их счастливыми.
Богом человек создан, чтобы есть белки, жиры, углеводы, витамины и микроэлементы. Если человека питать битым стеклом, синильной кислотой, деревянными опилками и заправлять это алюминиевыми, он погибнет. Человек погибнет. Бог создал человека как семью, и сказал при этом: Не хорошо быть человеку одному (Быт. 2, 18). Поэтому мы должны научить, если нет отцов, то мы должны заместить. Я воспитываю 46 сирот, я им заместил отца. Другой человек не может 46, у него нет ресурса, но ведь даже животные, некоторые млекопитающие сирот не бросают, заботятся о маленьких новорожденных детках от других погибших животных. Это встречается в природе. Человек тем более должен заботиться о сиротах. Для этого не надо институт создавать, нужно взять в семью. Мы, взрослые сознательные люди, обеспокоенные, не отягчённые алкоголем и наркоманией и страстью к телевизору, должны свободное время посвятить воспитанию каждого ребёночка.
Каждый зачатый ребёночек должен быть рождён. Каждый рождённый должен быть воспитан. Каждому, кто достиг определённого возраста, мы должны дать максимальное образование, которое мы можем дать. Вот он, смысл жизни. Это наша национальная идея. Потому что если мы этой национальной идее, которую высказал ещё Иван Александрович Ильин в середине прошлого века, не последуем, то нас не будет. Ни народа, ни культуры, ни, как тут сказано, традиционных семейных нравственных ценностей. Ничего не будет. Здесь другие народы просто будут добывать из той территории, которую колонизовали наши предки, разные замечательные природные ископаемые. А те из нас, кто тут останется, будет, когда они придут домой, чистить им сапоги. У нас нет выбора. Вот если мы сегодня же этим не займёмся, тогда мы пропали. Вот это нам нужно очень хорошо понимать, особенно в свете нашей демографической ситуации, в свете болезненного состояния. Я не знаю, как в других регионах, здесь многие представлены, но у нас в Москве только восемь процентов детей рождаются абсолютно здоровыми. Это очень серьёзное дело. Половина мальчиков по физическому своему здоровью не могут служить в армии, например.
(реплика из зала: «Восемьдесят процентов» – прим. ред)
Уже восемьдесят? Значит, я отстал, я уже три года армией не занимаюсь.
Поэтому очень тяжёлая ситуация, и спасти нас может только это. Я не говорю, что школа спасёт, нет. Но это тот костылик, на который бедный одинокий мальчик или девочка могут опираться в поисках счастья, вот этого земного счастья, которое дано нам Самим Богом по нашей человеческой природе.
Спасибо за внимание.
#семья #культура #ценности #семейные ценности #традиционные ценности