Найти тему
kin0guru

Иван да Марья (СССР, 1974 г)

Из свободных источников
Из свободных источников

Роман Ужасов:

Давным-давно, когда интернет еще помещался на дискете в 3,5”, а уходя из дому, телефон с собой не брали, была у меня коллекция компакт-дисков с альбомами Высоцкого. Тогда я впервые прослушал явно концептуальный, как говорили приятели-рокеры, альбом «Иван-да-Марья». В песенных номерах отчетливо прослеживалась драматическая история, в которой попавший в солдаты Иван разлучен с невестой – Марьей. Явно, в сюжете должна была играть значительную роль нечистая сила и ватага Соловья-разбойника, а ещё намечался конфликт отцов и детей между царем Евстигнеем и царевной Аграфеной. В общем, прослушивая альбом, я невольно придумывал себе небольшой спектакль на эти мотивы: трогательный, иногда трагичный, и каждый раз немного разный.

Время шло, давно стали неактуальными дискеты, да и компакт-диски тоже устарели. В разросшемся интернете стали уже попадаться скупые описания - не спектакля, правда, а художественного фильма-сказки «Иван да Марья», снятого на киностудии имени Горького режиссером Борисом Рыцаревым. Было интригующе и обнадеживающе. Рыцарев в своё время ставил замечательную «Волшебную лампу Алладина», немного странное, но все-таки «Весёлое волшебство», и необычного для тогдашнего кино, полуфэнтазийного «Ученика лекаря». Наконец я купил упомянутый фильм на VHS-кассете и, выбрав время под настроение, начал смотреть.

Несколько раз я откладывал просмотр на средине и обещал, что потом пересмотрю ещё. Должен же я понять… Понять зачем надо было наворачивать эти "вавилоны" на киноплёнке. И куда пропали почти все песни!

Из свободных источников
Из свободных источников

В одном месте можно было опознать исполняемое нетрезвой силой «Мы ребята битые, тертые, учёные», но видно, исполнителей мало били и тёрли. А с учёностью так и вовсе не вышло. Словом, тогда сказка мне крайне не понравилась.

Albert Magnus:

В песенном творчестве Высоцкого я не силён (но отдаю должное) и поэтому совсем не в курсе, что когда-то он имел отношение к этому полузабытому фильму, который мне смотреть и не доводилось (раньше). Так что могу быть свободен и от "людских обид", и предвзятости. Разве что в моём кинозрительском багаже из работ Бориса Рыцарева помимо перечисленных выше ("Весёлое волшебство" очень люблю) найдется ещё кое-что: например, жутковатая "Ледяная внучка" и постмодерновая "На златом крыльце сидели". Чтобы тоже побыть в предвкушении. Увы, не задалось. Надеюсь, в следующий раз - с очередными "прошедшими мимо меня" киноопытами - повезёт больше.

Про этого режиссёра писали, что он являлся учеником нашего величайшего киносказочника Александра Роу и в "Иване да Марье" ему захотелось забабахать нечто в духе поздних работ мастера. Но если б вышло нечто похожее по качеству на гениальную "Варвару-красу", фильм давно бы к классике советской киносказки причислили... Однако тут за образец скорей были взяты кичеватые "Огонь, вода и медные трубы" (про стыд и срам в виде "Золотых рогов" сейчас лучше не вспоминать). Но если у Роу даже в неудачах сохранялись козыри в виде шикарного грима и колоритнейших одеяний (особенно у всякой нечисти), то "ученику" в данном случае похвастаться было нечем. Нищета подколодная - иначе не скажешь!

Художников по костюмам, визуалке и прочих недоремесленников сослать сортиры красить! Я и так Бурляева не очень привечаю, но в "склизском" образе королевича он стал невыносим.

Из свободных источников
Из свободных источников

А что хотели сказать авторы, сотворив из Гафта и Казакова карикатурных ростовщиков из антисемитских лубков начала XX века - отдельный вопрос (можно не отвечать). Впрочем, с заглавными героями не повезло уже по-актёрски: Марья как рыбёха невыразительна, а из Ивана вылитый лакей на побегушках.

Р.У: Марья и вправду никакая, да и красавицей писаной её тоже не назовёшь. А насчёт Ивана (а ведь яркий в своих немногочисленных ролях актер и в жизни был Иваном), видимо - солдат первого года службы, только что из учебки. Вот и старается угодить царю-дедушке, колоритнейшему Ивану Рыжову, просто созданному для исполнения сказочных царей.

Из свободных источников
Из свободных источников

А.М: Что касается музыки, большая часть её от композитора Александра Чайковского - какие-то модерновые эксперименты или подражание "Озорным частушкам" Родиона Щедрина. Совершенно вставными номерами при этом звучат фольклорные напевы в духе хора им.Пятницкого.

Само же действо - полнейший балаган с намёком на капустник, который утрачивает актуальность через месяц после показа. А вот что поведал сам режиссёр в интервью во время съемок:

Это не режиссер, это блестящий актер Виктор Сергачёв, которому в шедевре, увы почти нечего играть
Это не режиссер, это блестящий актер Виктор Сергачёв, которому в шедевре, увы почти нечего играть
— В идеале мы хотим создать современную импровизацию на темы известных русских сказок. Конечно же, это будет комедия. Все приключения сказочных персонажей как бы разыграны ряжеными. Мы надеемся, что, когда наш фильм будут смотреть малыши, им будет весело и страшно, как и положено на представлении сказки, подростки же поймут нашу иронию и пародийность. Я буду очень рад, если основными зрителями "Ивана да Марьи" станут подростки...
"Советский экран", №23, 1974

Оригинальное исполнение В.Высоцкого

Р.У: Ну да, конечно! Подросткам только того и надо - расписанную под хохлому фигу в кармане. А вот то, что действительно могло привлечь широкого зрителя, хотя и не приветствовалось начальством - песни Владимира Высоцкого, показались режиссеру "слишком злободневными". Сценарист картины Александр Хмелик рассказывал следующее: "... Я говорил режиссёру: "Ты пойми, что участие Высоцкого в картине даёт лишних десять миллионов зрителей, – как минимум". Но ему было бесполезно говорить. Он был воспитанник Роу, а они все снимали в определённой стилистике". Позже Хмелик сокрушался что музыка Александра Чайковского в итоге совершенно не попала в эстетику фильма.

Словом: "Вою того нет...", - как сетует в одной из немногих забавных сцен картины персонаж Валентина Никулина. Можно только посочувствовать призраку Тимоше, который, по сюжету заколебался уже сидеть в одиночке и даже утратил за неиспользованием свою единственную спецвозможность по запугиванию заточённых в темницу арестантов.

Из несвободных источников
Из несвободных источников

Увы, претензию заслуженного привидения хочется адресовать и к фильму в целом.

Общая оценка от kin0guru: 3/5

(c) Роман Ужасов и Albert Magnus специально для kin0guru

#совместные обзоры от kin0guru #забытое кино от kin0guru #кино и песни

Дополнительно по ссылке можно подробно прочесть материалы по истории создания песен для фильма и причины подобного "авторского видения" собранные Марком Цыбульским