Найти в Дзене
script bro | сценаристы

10 вопросов, чтобы найти сцены, которые не работают

Оглавление

Написание сценария фильма или пилота - это трудный подъём в гору, а завершение первого драфта - победный момент, когда вы достигаете вершины; переписывание же - это та часть, где гигантский порыв ветра сбивает вас с ног и заставляет вас снова и снова бесконтрольно падать вниз.

Если отбросить все метафоры, переписывание - это тяжёлая работа, которая может показаться непреодолимой, если вы не знаете, с чего начать. Поэтому я предлагаю разбить ваш сценарий на мельчайшие части: сцены.

Частью процесса переписывания для каждого сценариста должно быть прохождение сценария сцена за сценой, чтобы определить: эффективно ли работает каждая сцена или нет.

Вот 10 вопросов, которые помогут вам понять, какие сцены работают, а какие, что более важно, нет.

О чём эта сцена?

Первый вопрос может показаться сложным. Потому что вам нужно понять, о чём идёт речь в общей иерархии истории, а не на поверхности.

Изучите свою сцену, так сказать, с высоты птичьего полёта. Что сцена делает для истории? Насколько она важна с тематической точки зрения?

Возможно, сцена устанавливает ключевые отношения, вводит противоборствующие силы или создаёт внутренний конфликт главного героя. Возможно, она повышает ставки, ведёт персонажей в новом направлении или продвигает сюжет вперёд.

Всё это веские причины для существования сцены. Но если у вас нет ответа на этот вопрос или ваш ответ: “Это просто забавная сцена”, это верный признак того, что вам следует полностью переработать или вырезать сцену.

Что происходит в сцене?

Что ваши персонажи физически делают во время определённой сцены?

Диалог и действие - два основных элемента сценария, поэтому имеет смысл понять что делают ваши персонажи, и так же важно определить, что они говорят.

Действия, которые совершают ваши персонажи, могут придать вашей истории цельность и подтекст. В конце концов, одно дело, когда персонаж убеждает свою девушку в том, что он действительно любит её, потягивая чай, и совсем другое, если у него в руках нож.

-2

Чья это сцена?

Сцена может развиваться от первого лица, от второго лица, от третьего. В литературе, фильмах и сериалах повествование ведётся из определённой точки зрения. И при редактировании вашего сценария важно изучить - кто ведёт каждую отдельную сцену.

Сейчас я не говорю о том, как вы следует располагать слова в самом сценарии. Речь идёт о точке зрения на историю в более широком смысле.

С чьей точки зрения показана эта сцена? Если бы вам пришлось выделить главного персонажа (или пару персонажей) "лидерами" в сцене, кто бы это был?

Некоторые истории придерживаются точки зрения от первого лица, следуя за одним персонажем на протяжении всей истории. В этих историях зритель усваивает информацию в том же порядке, что и персонаж.

Другие истории могут переключаться между точками зрения двух персонажей, фокусироваться на разных персонажах в большей группе или включать всеведущего рассказчика, который знает всё и может прокомментировать саму историю.

Здесь нет правильного или ложного пути, но вы должны попытаться точно определить, какому персонажу принадлежит каждая сцена и как это влияет на восприятие истории зрителем.

Чего хочет персонаж?

Как только вы узнаете, чья это сцена, следующий вопрос, который нужно задать, касается цели. Чего хочет персонаж в этой сцене?

Когда ваш персонаж чего-то хочет — даже если это всего лишь стакан воды, - это желание создаёт ставки, препятствия и конфликты.

Ставки и препятствия имеют важное значение для вашего сценария. Кто хочет смотреть фильм, в котором всё идёт так, как хочет главный герой, и у него нет проблем с получением того, что он хочет? Никто.

Тщательно изучите цель вашего персонажа в каждой сцене. Сделайте это обязательной частью редактирования. Большая цель Индианы Джонса в "В поисках утраченного ковчега" - получить Ковчег Завета раньше немцев, но у него есть мини-цель в каждой отдельной сцене или их последовательности, которая приблизит его на один шаг (или отдалит) от нахождения артефакта.

Если у вас есть два главных героя в сцене, обязательно ответьте на этот вопрос для каждого из персонажей. Иногда лучшая драма происходит, когда персонажи хотят совершенно противоположных вещей.

-3

Как сцена продвигает историю вперёд?

Сцены в вашем сценарии должны быть похожи на ряд из домино. Когда вы толкаете первую доминошку, она падает на вторую, которая падает на следующую... и так далее.

Вам нужно, чтобы ваши сцены перетекали из одной в другую, как ряд из домино, а это означает, что то, что происходит в одной сцене, должно зависеть от того, что произошло в предыдущей сцене, и напрямую влиять на то, что произойдёт в следующей сцене.

Более простой способ проверить это - рассмотреть, влияет ли одна сцена на сюжет истории или на арку персонажа. Если влияет либо на сюжет, либо на арку - хорошо; если это влияет на то и другое - отлично.

У каждой сцены в сценарии одна и та же задача: каким-то образом продвинуть историю вперёд. Этот поступательный импульс может принимать различные формы, но он должен присутствовать в сцене. Если это не так - лучше переписать сцены, прежде чем вы слишком к ним привяжетесь.

Что сцена говорит о персонаже?

Некоторые сцены больше раскрывают персонажа, чем выполняют другие функции - они устанавливают, кто есть кто, с какими внутренними конфликтами они борются и какие у них отношения с другими.

Для этих сцен вам нужно критически взглянуть на то, что сцена раскрывает о персонаже. Это может быть действие, диалог или совокупность всего этого в сцене.

Возьмём открывающую сцену поездки на машине в фильме "Леди Бёрд". Грета Гервиг устанавливает напряжённые отношения матери и дочери, которые удерживают внимание зрителя весь фильм всего за пару минут.

Мы слышим, как быстро разговор Леди Бёрд и Марион об аудиокниге превращается в полноценный спор. И мы видим, что их отношения настолько напряжены, что Леди Бёрд готова скорее выпрыгнуть из машины на полном ходу, чем продолжать разговаривать с матерью.

То, что мы делаем и говорим, показывает, кто мы есть, хотим мы этого или нет. Убедитесь, что каждая из ваших сцен раскрывает что-то интересное о персонаже.

-4

Что говорится в сцене (и что скрывается)?

Ах, в каком мире мы бы жили, если бы все всегда говорили именно то, что думают. К сожалению или к счастью, для нас, и наших персонажей, этой фантастической страны не существует.

То, что говорят персонажи во время сцены, чрезвычайно важно. Последнее, что вам нужно, - это извилистый, бессмысленный диалог. Но, с другой стороны, вы же не хотите, чтобы речь ваших персонажей была нереалистичной.

Мы, люди, - бесконечно коммуницируем, и некоторые из лучших кинематографических конфликтов могут возникнуть из-за недопонимания. Не бойтесь использовать недопонимание для конфликта в вашем сценарии.

Во время переписывания вашего сценария посмотрите на диалог в каждой сцене и задайте себе два вопроса…

  1. О чём идёт речь?
  2. Что не было сказано?

То, что один персонаж скрывает, - это подтекст. Смысл их слов, часто то, что они не могут — или не хотят — сказать вслух. Используя подтекст, ваши персонажи вполне могут вести поверхностный разговор об узорах обоев, когда на самом деле они говорят о разводе.

Не все сцены нуждаются в увесистом подтексте — иногда вам просто нужно что-то прямо объяснить или перейти от одной сцены к другой с помощью диалога. Просто убедитесь, что ваш сценарий не полон пустых сцен диалога.

Меняется ли "заряд" сцены?

Для последних трёх вопросов в списке сделайте шаг назад от самих сцен. Перестаньте выделять отдельные линии и посмотрите на историю более абстрактно.

Во-первых, рассмотрите "заряд" вашей сцены. Под этим я подразумеваю эмоциональный заряд. С какой эмоции начинается сцена и какой эмоцией она заканчивается?

Подумайте о сцене как о батарейке — на одном конце положительный заряд, на другом - отрицательный. Точно так же, как эта батарейка, ваша сцена должна вызывать разные эмоции в начале и в конце.

Вы можете придумать приблизительные обозначения эмоциям, чтобы отслеживать "заряд". Ключ в том, что вам нужно, чтобы эмоциональный "заряд" менялся во время сцены.

Сцены могут начинаться с радости (позитив) и заканчиваться отчаянием (негатив) или с точностью до наоборот. Более длинные сцены могут претерпевать несколько эмоциональных изменений.

Изменение не должно быть шаблонным и слишком ожидаемым, но всё же должно присутствовать. Наихудший вариант - это сцена, в которой эмоциональный "заряд" просто остаётся неизменным всё время. Если ничего не изменится, какой смысл включать сцену?

-5

Есть ли в сцене начало, середина и конец?

Как и сама история, каждая из ваших сцен нуждается в начале, середине и конце.

Каждая сцена должна проходить арку, точно так же, как ваша большая история и каждый из ваших главных героев. В любой сцене что-то меняется, ставки повышаются, раскрывается информация - то, что происходит, будет менять движение истории, но структура должна оставаться прежней.

При редактировании сценария постарайтесь определить начало, середину и конец каждой сцены. Если вы не можете точно определить конкретную деталь, углубитесь в механику сцены.

Вы заканчиваете сцену слишком быстро, не подготовившись к тому, что должно произойти? Нет ли каких-либо изменений, происходящих не в той части сцены? Эта сцена связана с той, что была раньше и той что будет потом?

Вы заходите в сцену поздно, а уходите рано?

Вы начали сцену в последнюю возможную секунду и закончили её как можно раньше?

Задайте себе и сцене эти вопросы. Прекратите любезности и переходите к важным вещам — никому не нужно и не хочется слышать, как персонажи произносят “Привет”, “Привет”, “Как дела?”. И не позволяйте вашим сценам затягиваться слишком долго. Как только всё необходимое сказано и сделано - заканчивайте сцену.

---

Наконец, последнее, что вам нужно сделать при редактировании ваших сцен, - это проверить орфографию и грамматику.

Вы можете написать сценарий, полный идеальных сцен, но если вы забыли важную пунктуацию или неправильно написали важное слово, это всё, что сможет запомнить читатель сценария.

Удачи!

by Britton Perelman

Автор перевода: Сергей Литвинов.

Переведено в образовательных целях.

Ставьте лайки и пишите комментарии
Вступайте в наше сообщество в VK и telegram
Мы теперь в instagram и на facebook
Мы разрешаем публикацию наших переводов и материалов только с указанием ссылок на нас.

Мы также читаем сценарии, консультируем по вашим идеям, проводим скрипт-докторинг и редакторское сопровождение. Подробности на нашем сайте.