Россиянка Камила Валиева в октябре четырежды била мировые рекорды. К прежнему достижению в произвольной программе она добавила почти 15 баллов, а по сумме обеих программ — больше 17!
Как отказывались от «системы 6,0»
Напомним, что понятие «мировой рекорд» возникло в фигурном катании 18 лет назад. После дикого скандала на Олимпиаде в Солт-Лейк-Сити-2002, когда вслед за нашими Еленой Бережной и Антоном Сихарулидзе золотые медали были задним числом присуждены еще и канадской паре Сале/Пеллетье, ISU решил отказаться от старой «системы 6,0» и разработал принципиально новую формулу вывода оценок. Более сложную – с точной базовой стоимостью всех элементов, регламентированными надбавками за их исполнение, отдельными баллами за артистические компоненты и т.д. – но зато и более прозрачную, публичную, удобную для контроля. Начиная с сезона-2003/04 ни о каких «мне понравилось, и я поставил 5,9, а не 5,4», речи идти больше не могло.
Время подтвердило правильность этого выбора, который в начале ХХI века был революционным для «судейских» видов спорта. Тремя годами позже аналогичная реформа произошла в спортивной гимнастике (помните тамошнюю «систему 10,0»?), а сейчас на подобные, не ограниченные жестким потолком оценки переходят в гимнастике художественной. Судя по скандалам на недавних Играх в Токио, там этот переход идет весьма болезненно, но деваться некуда. Сегодня уже для всех очевидно, что будущее — именно за такими схемами судейства.
Рекорды – это не медали. Но и не баловство
Ну, а раз оценки не ограничены — значит, есть и рекорды по этим оценкам. Конечно, фигурное катание — не легкая атлетика. Здесь поощрять рекордсменов специальными призами нельзя, так как все решают не беспристрастные рулетки с секундомерами, а человеческо-судейский фактор — пусть и ограниченный в своей субъективности. Полагайся тут за рекорд солидная денежная сумма, это означало бы явный соблазн для коррупции — в виде откатов арбитрам.
С другой стороны, вызывают недоумение реплики некоторых экспертов, объявляющих рекорды в «фигурке» несерьезным баловством. Да, находясь в здравом уме, никто не станет ставить фигуристов-рекордсменов на одну доску с фигуристами-чемпионами. Олимпийского золота не заменишь никакими цифрами. Однако это вовсе не мешает нам славить тех, кто первым исполнил тот или иной сверхсложный элемент. Такие люди навсегда остаются в истории. А мировые рекорды чем хуже? Они ведь ровно о том же — о границах человеческих возможностей, раздвигать которые призван большой спорт.
Рекордная летопись – еще один, немаловажный способ подогреть интерес к этому спорту, разве нет? В конце концов, так ли уж важно, где именно Боб Бимон в 1968-м сиганул на 8,90 – на Играх в Мехико или на чемпионате водокачки? Олимпийских чемпионов по прыжкам в длину много, а Бимон-то — один.
Валиевский переворот
Но хватит о Бимоне. Вернемся в сегодняшний день и на лед, где Камила Валиева, едва преодолев 15-летний возрастной ценз и выйдя на «взрослую» международную арену, учинила прежним рекордам жестокую экзекуцию. За два турнира – «Челленджер» в финском Эспо в начале октября и этап Гран-при в канадском Ванкувере в конце того же месяца, она улучшила результат Александры Трусовой в произвольной на 14,27 балла, а лучшей сумме за две программы от Алены Косторной нахлобучила 17,49.
Третий рекорд – в короткой, той же Косторной — пока устоял (не хватило 1,36), но это детали. Никуда он от Валиевой не денется.
Как росли мировые рекорды в женском одиночном катании при нынешних правилах (с сезона-2018/19)
Сумма двух программ
Рекорд по старым правилам: 241,31 — Медведева (Россия)
Произвольная программа
Рекорд по старым правилам: 160,46 — Медведева (Россия)
Короткая программа
Рекорд по старым правилам: 82,92 — Загитова (Россия)
Как видите, сейчас рекордный отсчет ведется не за все 18 лет существования новой схемы судейства, а только за три года с небольшим, с сезона-2018/19. Дело в том, что после Олимпиады в Пхенчхане «расценки» на элементы и надбавки были серьезно изменены, и ISU решился на обнуление всех прежних мировых достижений. В женском катании этого, в принципе, можно было не делать — мини-реформа (именно «мини», система в целом-то — прежняя) касалась в основном мужчин. Однако ж, заодно со всеми рекордами обнулили и женские.
Трусова-2019 отдыхает. Это наша «Ханю в юбке»!
Так или иначе, «+15 в произвольной программе за три недели» аналогов при нынешних правилах не имеют – и это относится не только к девичьему катанию. Похожая революция за последние годы была разве что на ЧМ-2019 у мужчин, когда Юдзуру Ханю и Нэйтан Чен подняли планку рекорда в произвольной за один вечер на 18,66.
Вдвоем! Два гения сразу! А наша школьница сделала почти то же самое в одиночку. Нормально?!
Аналогичное «вторжение во взрослые» Трусовой двухлетней давности с вроде бы таким же рекордным покером проигрывает Валиевой-2021 вчистую. В 19-м году Саша, при всей ее чудо-прыгучести, напрыгала лишь на «+8,12». И с тех пор рекордов больше не ставила, увы.
Если же брать все два десятилетия «после 6,0» скопом, то в них парочку столь же революционных сюжетов найти можно. Первый: «+16» в произвольной от Ю На Ким на Олимпиаде-2010 — в только что покоренном Валиевой Ванкувере. Рекорд легендарной кореянки простоял шесть лет, пока Евгения Медведева с огромным трудом не превзошла его на… четыре сотых балла.
Сюжет №2, посвежее, из 2015-го. Тогда 20-летний, на подъеме, «рвущий всех подряд» Ханю учинил на домашнем этапе Гран-при форменное издевательство лучшим баллам кумира прежних поколений болельщиков Патрика Чана: «+19,32» в произвольной и «+27,13» по сумме. Помнится, это был тот самый момент, когда мир окончательно сошел по Ханю с ума.
А сейчас — сходит по Валиевой. Так что она не Трусова и не Косторная, а намного больше — «Ханю в юбке». Как минимум.
Действующие мировые рекорды в других видах фигурного катания
#камила валиева #александра трусова #алена косторная #фигурное катание #олимпиада-2020 #этери тутберидзе #юдзуру ханю #боб бимон