Приближенные к Богу ангелы, воспевающие его и несущие его волю. Они подвергают нечестивых очищению огнем, разжигают в них любовь к Господу. Серафимы считаются высшим чином ангелов.
Происхождение
Существует гипотеза, что серафимы перекочевали в христианство из сирийских мифов где были духовными персонажами. В мифах сирийцев, эти существа присутствовали уже в первом тысячелетии до нашей эры. Кроме того, серафимов изображали в Ассирии и Вавилоне.
Согласно христианству и иудаизму серафимы являются одним из высших ангельских чинов.
Название чина произошло от древнееврейского слова «сараф» - испепеляющий, обжигающий, пламенеющий». Помимо подобного перевода, данное слово не редко связывается со словами «дракон, змей и грифон».
Связь с огнем
В различных текстах не единожды демонстрируется тесная связь серафимов с огнем. Вероятно, подобные сравнения имеют метафорическое значение. Серафимы в качестве высшего чина ангелов ближе всего расположены к Богу. Их пылкая и всецелая преданность Всевышнему описана в Книге пророка Исайи. Об этом писал и Дионисий Ареопгит. Пламенные ангелы не просто разжигают любовь к Господу, но и подвергают заблудших очищению огнем.
«Их способность возводить низших в горние, возбуждать и воспламенять их к подобному жару; равно как означает способность, опаляя и сжигая, таким образом очищать их.»
«Дионисий Ареопагит».
Связь со змеями
«И послал Господь на народ ядовитых змеев, которые жалили народ, и умерло множества народа»
«Книга чисел».
В данном случаи, анализируя текст можно прийти к выводу, что серафимы выполняли так называемый обряд «очищения огнем». В "Книге Царств" сказано, что рядом с Богом расположено его воинства. Рядом с престолом Бога помимо серафимов, находятся престолы и херувимы. Так можно ли назвать серафимов теми самыми ангелами, что наказывают грешников подвергая их мукам? Ведь если верить мифу о существовании Ада, кто как не огненные серафимы способны подвергать души грешников огненным испытаниям?
История с полчищами божественных воинов имеет место и в книге "Исход". В ней на египетские земли пришли беды. Рои саранчи, которые, как и змеи из "Книги Чисел" жалили людей. Пророк Иоил подобные набеги называл божественной карой. В Судный День подобное повториться, и войска Бога бросятся наказывать не праведно живущих.
Люцифер и Иблис
Серафимы имеют общие черты с довольно известными персонажами такими как Люцифер и Иблис. В основном их считают тождественными, правда Иблис больше напоминает Белиала нежели Люцифера образ которого является собирательным из разных персонажей.
Иблис часть арабской мифологии, он был сотворен Богом из огня, и являясь джинном принадлежал к касте ифритов. Он был приближенным к Господу ангелом и в определенный момент загордился тем, что был создан из огня. Иблис посчитал себя важнее человека, за что и был наказан.
Люцифер отождествленный с Сатаной присутствует в книге Иоанна Богослова. В своем «Откровении» апостол называл Сатану –древним змеем. В «Бытие» кстати тоже был змей, который соблазнил Еву. Только там его Сатаной не называли. Так как серафимы в ряде текстов назывались змеями, можно предположить, что и Люцифер был серафимом.
Следует отметить, что змеи в качестве божеств присутствует во многих древних мифах. К примеру, в восьмерку изначальных богов древнеегипетского Гермополя входили божества с головами рептилий. А главным соперником Ра был змей Апоп который в ранних текстах назывался творцом Вселенной. Неудивительно, что теория о существовании рептилоидов стала настолько популярной.
Образ
Серафимы обладают тремя парами крыльев. Одна из которых используется при полетах. Вторая пара закрывает тела серафимов от огня, излучаемого Богом. Третья пара закрывает лица серафимов. В частности, их огненные глаза, пламенные лучи которых способны обжигать. Серафимы изображаются краснокрылыми или огненными.
Исайя указывал на человекоподобные образы серафимов. Но давайте, обратив внимание на толкование образов серафимов преподобным Антонием Великим. По его мнению, серафимы имели четыре лица. И только одно из четырех было человеческим. Оно символизировало живущих в праведности. Лицо тельца являлось вторым и символизировало тех, кто ушел в монашество и нес на себе бремя исполнения данных обязанностей. Лицо льва символизировало тех, кто вступил в борьбу с невиданными демонами. А после победы над ними и подчинении их себе, уподобился лицу орла. Тогда открылись ему божественные видения и стало ему известно все. По мнению Антония Великого эти четыре этапа символизируют становление серафимом, обретение высшей степени духовности и божественного блаженства. Преподобный считал серафимов верными Богу духами, которые достигли совершенства.