Людей часто пугают Сатаной, рассказывая каким ужасным он может быть. По одному мифу Сатана и Бог являются противостоящими друг другу образами. По другому мифу Сатана полностью подчинен Богу и выполняет его указы. В любом случаи, образ Сатаны расплывчат и неполон.
Satan- противник, клеветник, обвинитель.
Происхождение
Слово satan впервые встречается в "Ветхом Завете". Во время своего путешествия Валаам встретил ангела посланного Господом. Путешественник назвал его satan, что означает «противник». Ангел встал на пути у Валаама и не позволял продолжать путешествие.
Характеристика и особенности
Сатана не просто уличает человека он занимает провоцированием человечества на совершение грехов. Соблазнив очередного сына человеческого на греховную жизнь, ангел отправляет его на Божий суд.
Иов в своей книге описывал ангела-обвинителя, который призван обвинять людей в грехах. Иов также был обвинен. Сатана старался уличить его в греховности. Но Бог не верил. Ангел доказывал, что праведность Иова далась легко из-за хорошей жизни. Тогда Господь позволил Сатане испытать Иова. Были убиты дети праведника, его слуги и скот. Однако Иов оставался верен Богу. И даже посланная на обвиняемого проказа не смогла заставить праведника отвернуться от веры.
Ангел-обвинитель, который по воле Господа испытывает людей. Безумно преданный Богу ангел, который не верит в праведность человеческого рода и старается всячески его искушать. И в целом Мастема идеально подходит на роль Сатаны, если бы не было других обвинителей.
Благодаря книге Еноха становится понятно, что ангел-обвинитель не один. Патриарх в своей книге писал о том, как архангел Фануил не пускал к Богу ангелов-обвинителей. Он не позволял им обвинять людей. Ангелы хотели покончить с представителями правящего класса, которые не живут по законам Бога.
Сам Енох также подвергался попыткам со стороны обвинителей уличить его в греховности. Не дружелюбно на вознесенного на небеса праведника смотрели ангелы-обвинители Азазель и Аза (Семиаза). Они же в книге Еноха значатся в качестве руководителей ангелов-наблюдателей, спустившихся на землю.
По легенде мидрашей, ангелов на землю отправил сам Бог.
Однажды он позвал к себе Азу и Азазеля. Бог долго жаловался ангелам на то, что люди создали себе идолов для поклонения. Ангелы такому повороту событий не удивились. Ранее они постоянно говорили Богу насколько не идеален человеческий род.
По одной из версий данной легенды, Азазель и Аза сами попросились на землю, чтобы обучать людей служению Богу. По другой версии это сам Бог решил отправить ангелов на землю, чтобы они посмотрели на непростую человеческую жизнь.
Как известно, ангелы-наблюдатели пристрастились к земной жизни и разгневали этим Бога. Лидеров Наблюдателей насчитывается двадцать, такую цифру называл Енох. Также о падших ангелах написано в таких книгах как: «Зоар», «Книга Юбилеев», «Книга Разиэля», «Книга Даниила».
Среди лидеров был ангел Венеры Анаэль он же является одним из ангелов, несущих имя Бога. Ангел Даниил покровитель закона и права также несущий имя Бога. Сариил описывающийся как ангел начальной силы. Шамсиэль который был ангелом-хранителем Эдема, а также хранителем Четвертого Неба.
Среди лидеров были и ангелы satan, не только Азазель и Аза (Семиаза). Ангелом-наблюдателем был Аракиэль который являлся одним из пяти обвинителей, описанных в Сивиллинских оракулах. Помимо него в данных текстах ангелами-обвинителями названы Самаэль, Уриэль, Рамиэль и Азазель. Два последних ангела, как и Аракиэль возглавляли спустившихся на землю. А вот два первых ангела как правило выступают собирателями душ или ангелами-смерти.
Интересно, что среди лидеров Наблюдателей были те, кто спровоцировал ангелов на грехопадение. Эти ангелы в последующем были определены как отдельные личности «сатаны». Заводилой был Екон (вероятно Азазель) который первым, стал поощрять связи ангелов с земными женщинами. Вместе с ним был Асбил (возможно отождествляется с Семиазой) еще один лидер, который подговаривал Наблюдателей на грех. Также одним из первых, сошедших с верного пути ангелов был Гадриэль. Этого ангела Енох обвинял в грехопадении Евы. Пенему ангел-исцеляющий, в истории с падшими ангелами был соратником Екона, собственно, как и Тамиэль.
Полный список с описаниями ангелов-наблюдателей смотрите здесь
Если верить древним источникам, ангелов-обвинителей было много. И все они не сильно жаловали людей. Но был ли среди них один который мог занять почетное место Сатаны? Скорее всего такого не было. А Сатана получил отдельный образ главного врага человечества уже намного позже благодаря искажениям различных мифов. Вероятно, персонажа (персонажей) с которого (которых) списывался образ Сатаны стоит искать среди языческих богов.
Во второй своей работе Енох повествует о Пятом Небе и живущих на нем ангелах под управлением Сатанаиила, братья ангелов были падшими и располагались на Втором Небе. Длинная редакция книги называет узников Второго Неба ангелами Сатанаиил. В двадцать девятой главе Енох пишет о бунте целого чина ангелов.
«задумал невозможную мысль поставить свой престол выше облаков над землей, дабы стать равным Богу».
(Вторая Книга Еноха).
О бунте ангелов Пятого Неба в следующих статьях;)