Точнее, надо было бы сказать – самая «горькая» притча Христа. Ибо она являет собой одну из самых жутких и жестких истин. А истина всегда горька на фоне окружающей ее лжи.
Итак, незадолго до Своего распятия Христос говорит:
«…пришел час прославиться Сыну Человеческому.
Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, падши в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода». Ин. 12. 23-24.
Кстати, эти Христовы слова были любимы Достоевским настолько, что он поставил их эпиграфом к главному своему роману – «Братья Карамазовы», и они же выгравированы на его надгробии.
Большинство людей стремятся к известности и славе. На поверхностный взгляд, кажется, что Иисус Христос тоже разделяет этот «тренд». Он тоже говорит о славе, что пришел «час» Ему прославиться.
Но при этом добавляет коротенькую притчу, смысл которой вряд ли захотят разделить большинство домогающихся славы и мировой известности.
Что же вытекает из этой притчи?
Истинная слава человека – в его «плоде». Но для того, чтобы его создать, нужно умереть.
Вот краткая и страшная истина.
Маленькое зернышко может лежать живым годами, даже десятилетиями и столетиями (известны случаи прорастания зерен из египетских пирамид). Но – увы! – будет лежать одно, или в куче таких же «бесплодных» зерен.
Если оно захочет принести «прославиться», то есть принести плод, нужно всего-то лишь – умереть.
Проросшее зерно уже не остается собой – оно умирает, плавно перетекая в растущий из него росток. Собственно, смерть начинается с момента прорастания.
Заложенный в зерне генетический потенциал с момента начала своего развития рассматривает зерно лишь как необходимый «материал» для своей жизни, полностью используя его в качестве первоначальной «пищи».
Но итог – впечатляющ. Из маленького зерна вырастает могучий колос, который может содержать в себе больше сотни подобных изначальных зерен.
Действительно – зернышко прославилось, так прославилось.
Один только небольшой «побочный эффект» при этом – его больше нет, оно в качестве первоначальной сущности уже умерло.
Иисус Христос доказал Собой эту жесткую (даже жестокую) истину.
Он умер, но прославился в миллионах и миллиардах Своих последователей.
Он поистине Сам стал «зерном» нового учения, которое сейчас представлено в мире в виде самой многочисленной среди других религий христианской веры.
То есть он доказал истинность своей короткой притчи, показав и нам, людям, пример.
Итак, ты хочешь прославиться? Хорошо. Тебе для этого надо умереть.
Для начала этого умирания сначала нужно найти дело, которому ты послужишь в качестве «пищи» для заложенного в нем «потенциала» роста и развития.
Прекрасный и величественный пример – смерть миллионов наших соотечественников в годы Великой Отечественной войны.
Они воистину прославились и, хотя умерли, но из их «зернышек» выросли жизнь, свобода и независимость нашей Родины.
Но можно ли исполнить слова Христа вне военного контекста? Так как и Он это сделал?
Можно – но суть будет та же.
Необходимо дело, которое потребует от тебя твоей жизни. Которое, в конечном счете, потребует от тебя смерти, после которой и можно будет судить о том, насколько ты прославился в нем.
Большинство людей в качестве этого «дела» и «плода» рассматривают своих собственных детей.
Что ж – «закон пшеничного зерна» четко применяется и тут.
Если ты хочешь «прославиться» через детей, ты должен перейти в них полностью, а сам умереть.
По-другому никак. Причем, твою собственную славу ты при своей жизни точно не увидишь.
Ибо твои дети еще не успеют (за немногими исключениями) дорасти до настоящего «плода», по которому и можно будет судить об их истинной «полезности» и следовательно – о степени твоей собственной славы.
Вы готовы так прославиться в своих детях? То есть умереть, перейдя в детей, но так и не увидев их грядущего плода?
Думаю, мало найдется охотников до такого варианта. Но он – увы! – единственно истинен.
Все остальное – те или иные формы лжи.
Большинство родителей точно не захотят через собственную смерть прославляться в своих детях.
Им и самим хочется жить припеваючи, да еще и гордиться своими деточками, хвалясь друг перед другом их успехами.
Что ж такая жизнь «сладкая», только эта «сладость» прямо указывает на ложь, лежащую в ее основе.
И сама такая сладкая жизнь – ложь, и слава детей – тоже ложь, она не может иметь ничего общего с истинной славой, которая может прийти только после смерти.
Конечно, многим приятнее жить во лжи – что ж, это их выбор. Но человек, преданный истине, должен быть готов принять ее «горечь».
Но, может, вы захотите прославиться не через детей?
И сейчас можно найти дело, которому можно посвятить жизнь и умереть, так и не увидев плодов собственной славы.
Видя искренность такого человек, Бог поможет найти ему такое дело. И это не только профессия военного.
Сейчас, например, как никогда возрастает роль учителя.
В условиях отрыва уже нескольких поколений от духовных корней, уходящих в далекую эпоху Святой Руси, учитель может помочь детям обрести их.
Только опять надо помнить, что ты при своей жизни точно не увидишь «плода» и славить тебя за это дело тоже будет некому.
И только в новой спасенной России, возникшей на руинах нынешней, тебя помянут истинной славой благодарные потомки.
Путем зерна
Проходит сеятель по ровным бороздам.
Отец его и дед по тем же шли путям.
Сверкает золотом в его руке зерно,
Но в землю черную оно упасть должно.
И там, где червь слепой прокладывает ход,
Оно в заветный срок умрет и прорастет.
Так и душа моя идет путем зерна:
Сойдя во мрак, умрет - и оживет она.
И ты, моя страна, и ты, ее народ,
Умрешь и оживешь, пройдя сквозь этот год,-
Затем, что мудрость нам единая дана:
Всему живущему идти путем зерна.
В. Ходасевич, 1917 г.