Найти в Дзене
Картины с историей

Что стало причиной соперничества героинь этой картины

На этой картине мы видим двух женщин, которые сердито смотрят друг на друга. Они стоят по разным сторонам полотна и одеты в абсолютно разные одежды. Давайте попробуем разобраться, что же здесь происходит.

Михаил Нестеров «Соперницы», 1932 год
Михаил Нестеров «Соперницы», 1932 год

Картину написал знаменитый художник Михаил Нестеров, который на заре своей карьеры писал в лучших традициях передвижничества, но потом переключился на историческую и религиозную тематику. Недавно мы обсуждали его картину «Лисичка», которая знакомит нас с окрестностями Соловецкого монастыря.

Нестеров в своём творчестве неоднократно обращался и к теме старообрядчества. Одной из таких работ стала картина «Соперницы», написанная в 1932 году.

На этой картине художник изобразил двух женщин, стоящих на фоне разных храмов. Героиня в одежде невесты Христовой стоит на фоне скромного храма, характерного для домонгольского периода Руси. Своим внешним видом женщина очень напоминает боярыню Морозову со знаменитой картины Сурикова.

Вторая героиня — антипод первой. Она изображена в роскошной одежде на фоне помпезного православного храма, над которым вьётся чёрная стая воронья — намёк на грядущие катастрофы русского православия (на дворе 1932 год).

Фрагмент картины Василия Сурикова «Боярыня Морозова»
Фрагмент картины Василия Сурикова «Боярыня Морозова»

Термин «старообрядчество» появился после церковной реформы, произошедшей в XVII веке.

Церковная реформа принесла следующие изменения:

Крещение тремя перстами вместо двух.
Поклоны до пояса, а не до земли, как было раньше.
Отредактированы религиозные книги и иконы.
Появилось понятие "православие".
Вместо "Исус" стали писать "Иисус".
Крестный ход совершался не по часовой стрелке, как раньше, а против часовой стрелки.

И историки, и религиоведы до сих не могут толком объяснить, в чём состояла принципиальная разница перехода от одной системы к другой. Стоили ли человеческие жертвы замены двуперстия трёхперстием и введения дополнительного слова «аллилуйя» во время службы.

Причём РПЦ уже давно признала старообрядцев и даже выступает за воссоединение с ними. Однако 400 лет назад церковная реформа вызвала настоящий общественный резонанс и стала камнем преткновения между русскими православными.

Изначально противники церковной реформы назывались раскольниками, однако в XVIII веке Екатерина II запретило слово «раскольник» и ввела термин «старообрядцы», который использовался в том числе и в документах.

Именно представителей двух противоборствующих сторон и изобразил на своей картине Михаил Нестеров.

Михаил Нестеров «Соперницы», 1932 год
Михаил Нестеров «Соперницы», 1932 год