Найти тему

БОГАТА ТАЛАНТАМИ ЗЕМЛЯ РУССКАЯ

Иван Петрович Кулибин, символ русского изобретательства, тесно связан с нашим городом. Об этом и будет наш рассказ.

Он родился в 1735 году в Нижнем Новгороде в старообрядческой семье. Свято соблюдал обычаи предков - не пил, не курил табак, и не играл в карты, зато писал стихи, играл на фортепиано и гуслях. Обладал веселым характером. Остроумный, словоохотливый, выделялся окладистой бородой, старомодным кафтаном, высокими сапогами.

В юные годы самостоятельно освоил слесарное, токарное, часовое дело, читая популярные научно-технические издания, приложение к «Санкт-Петербургским ведомостям» и «Краткое руководство к познанию простых и сложных машин» Г. В. Крафта.

Уникальные часы и переезд в Петербург

-2

Как часовщик Кулибин был совершенен. Ему удалось преподнести Екатерине часы, над изготовлением которых он работал три года.

В корпусе часов, размером с гусиное яйцо помещались крошечный театр-автомат, музыкальная шкала и сложнейший часовой механизм - всего 427 миниатюрных деталей. Каждый час створки часов распахивались под музыку, начиналось представление «Воскресение Христа», которое давали крошечные фигурки. Миниатюрный ангел отодвигал камень от Гроба Господня, стоящие с двух сторон стражники падали ниц, появлялись жены мироносицы, и начинала играть музыка. Устройство воспроизводило мелодии - две молитвы и одну, специально сочиненную Кулибиным для императрицы.

Екатерина вызвала Кулибина в Петербург, где он получил назначение заведовать мастерскими Академии наук. Мастерские находились в специально в современном «Доме академиков».

Из «кондиции» (договора): «В бытность его при Академии определяется ему жалование 350 рублей в год, и для удобнейшего отправления должности отвесть ему при механической лаборатории квартиру». Он стал первым жильцом «Дома академиков» на Васильевском острове.

В обязанности мастера входило: «иметь главное смотрение над инструментальною, слесарною, токарною и над тою палатою, где делаются оптические инструменты, термометры и барометры».

В 1778 году Екатерина пожаловала мастеру именную золотую, специально сделанную медаль для ношения на Андреевской ленте - награда давала право посещения императорского дворца. От дворянского титула Кулибин отказался, поскольку это требовало отречения от старообрядчества.

Пока без Петербургских мостов

-3

Постоянных мостов через Неву в то время не было. В 1776 году Кулибин разработал проект арочного однопролётного деревянного моста. Модель изготовили в масштабе 1:10. Работа получила высокую оценку Комиссии Академии наук, а также математика Леонарда Эйлера, а Екатерина II наградила Кулибина орденом святого Андрея Первозванного.

Модель 17 лет простояла во дворе Академии наук, после чего ее перенесли в сад Таврического дворца, и поставили над каналом. Проект моста так и остался проектом.

Тогда Кулибин взялся за новый вид мостов - металлических. Составил проект железного моста через Неву. В прошении на имя Александра I, писал: «Недостает фундаментального на Неве реке моста, без коего жители претерпевают весной и осенью великие неудобства и затруднения, а нередко и самую гибель». Предусмотрено было в проекте всё, вплоть до освещения моста и защиты его во время ледохода.

Постройка моста Кулибина, проект которого поражает своей смелостью даже современных инженеров, оказалась не по плечу для его времени.

Фонарь-прожектор со светоотражателями

-4

В газете «Санкт-Петербургские Ведомости» от 19 февраля 1779 года читаем: «Санкт-Петербургской Академии Наук механик Иван Петрович Кулибин изобрел искусство делать составное из многих частей зеркало, которое, когда перед ним поставится одна свеча, умножает свет в пятьсот раз».

Кулибин предназначал свой «прожектор» для практических целей. Фонари большой силы - для освещения коридоров, мастерских, кораблей, меньших размеров - для карет.

«Повозка-самокатка»

-5

В 1784 году И. П. Кулибину пришла в голову идея создания повозки-самокатки. Получился прототип современного велосипеда и автомобиля. В конструкции «самокатки» были маховое колесо, тормоз, коробка скоростей, пружины и даже подшипники качения.

Спереди рамы находилось сидение для двоих человек, за которым помещался стоя слуга. Он вставлял ноги в специальные «туфли», и, по очереди давя на них, приводил самокатку в движение.

«Железная нога»

-6

В 1791 году Кулибин разработал конструкцию «механических ног» - протезов. Протез создал для героя Очаковского сражения, офицера Непейцына, потерявшего в бою ногу. Протез был настолько хорош, что офицер прошёл с ним всю войну 1812 года.

Протез, несмотря на благоприятные отзывы петербургских медиков, военное ведомство отвергло.

Первый в мире лифт

-7

В 1793 году, когда Екатерине стало сложно подниматься по многочисленным лестницам Зимнего дворца, для своей покровительницы сконструировал кресло-подъемник - прообраз лифта. Механизм состоял из двух толстых столбов, между которыми размещалась платформа с креслом. Два стоявших за ним человека, опускали или поднимали платформу «безо всякого опасного воображения» с помощью винтового механизма на паровом приводе».

Водоход

-8

Разработал способ движения судов вверх по течению за счёт самого течения реки. В 1804 году после испытания "Водохода", судно было официально признано "обещающим великие выгоды государству". Но дальше официальных признаний дело не пошло, судно было продано с торгов на слом.

Оптический телеграф

-9

В 1794 году И. П. Кулибиным была построена «дальнеизвещающая машина», представлявшая собой оптический семафор, который позволял строить промежуточные станции на больших расстояниях и использовать телеграф и днём. Однако денег на постройку линии телеграфа в Академии наук «не нашлось». «Дальнеизвещающая машина» Кулибина была сдана на хранение в Кунсткамеру.

И. П. Кулибин проработал в мастерских Академии более тридцати лет. В 1801 году вышел в отставку и поселился в родном Нижнем Новгороде.

Скончался 12 июля 1818 года. Для похорон великого гения жене пришлось продать стенные часы.

Татьяна Викторова

#иван кулибин #кулибин #история #россия