Найти тему
Александр Дедушка

Будут ли различия между людьми в Царстве Небесном?

Оглавление
Царство Небесное
Царство Небесное

Вопрос не совсем прост, как может показаться на первый взгляд.

И два противоположных ответа, которые приходят на ум, - кажется, имеют вполне равные основания на существование.

Конечно – да, ибо люди все разные, по-разному относились к своей ответственности перед Богом и получат в соответствие со своими заслугами.

Конечно – нет, ибо для Бога все люди равны, это все Его дети, которых Он одинаково любит, как любят своих детей хорошие родители, независимо от их заслуг.

Интересно, что и в Евангелии есть эти два противоположные, казалось бы, ответа.

Прислушаемся к притче о работниках в винограднике:

«Ибо Царство Небесное подобно хозяину дома, который вышел рано поутру нанять работников в виноградник свой

И, договорившись с работниками по динарию на день, послал их в виноградник свой.

Вышед около третьего часа, он увидел других, стоящих на торжище праздно,

И им сказал: идите и вы в виноградник мой, и что следовать будет, дам вам. Они пошли.

Опять вышед около шестого и девятого часа, сделал то же.

Наконец, вышед около одиннадцатого часа, он нашел других, стоящих праздно, и говорит им: что вы стоите здесь целый день праздно?

Они говорят ему: никто нас не нанял. Он говорит им: идите и вы в виноградник мой, и что следовать будет, получите.

Когда же наступил вечер, говорит господин виноградника управителю своему: позови работников и отдай им плату, начав с последних до первых.

И пришедшие около одиннадцатого часа получили по динарию.

Пришедшие же первыми думали, что они получат больше; но получили и они по динарию;

И получивши стали роптать на хозяина дома

И говорили: эти последние работали один час, и ты сравнял их с нами, перенесшими тягость дня и зной.

Он же в ответ сказал одному из них: друг! я не обижаю тебя; не за динарий ли ты договорился со мною?

Возьми свое и пойди; я же хочу дать этому последнему то же, что и тебе;

Разве я не властен в своем делать, что хочу? или глаз твой завистлив от того, что я добр?

Так будут последние первыми, и первые последними; ибо много званных, а мало избранных. Мф. 20. 1-16.

Итак, из этой притчы, которую Сам Христос напрямую связывает с отношениями в Царстве Небесном, следует, что никаких отличий между людьми в нем не будет.

Из-за единоличного права «Хозяина» распоряжаться наградами и его исключительной доброты все получат одинаковую плату.

Однако же Сам Христос в другом месте, говорит, по видимому, противоположное.

Так, описывая пророка Иоанна Крестителя, делает следующее замечание:

«Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя; но меньший в Царстве Небесном больше его. Мф. 11.11.

Еще один раз между учениками Христа разгорелся спор о том, кто больше в Царстве Небесном. Их, оказывается, тоже волновал вопрос об этом.

Интересно, что Иисус Христос не прекратил этот спор простым утверждением, что там будут все равны, - нет, Он даже подчеркнул противоположное наглядным примером:

«В то время ученики приступили к Иисусу и сказали: кто больше в Царстве Небесном?

Иисус, призвав дитя, поставил его посреди них

И сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети. Не войдете в Царство Небесное;

Итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном». Мф. 18. 1-4.

Итак, что же получается – в Евангелии находятся словно бы два противоположных ответа на рассматриваемый нами вопрос?

В святоотеческом толковании этой проблемы утвердилась следующая точка зрения.

Всегда, когда происходит нечто подобное, это говорит о том, что речь идет о реальности, которая превосходит земную и которую невозможно напрямую проецировать на нашу земную жизнь.

Как скажем, в двумерном пространстве невозможно адекватно выразить пропорции и закономерности пространства трехмерного.

Царство Небесное и есть такая реальность. В ней действуют законы более высокого порядка, чем наши.

И в ней парадоксальным образом уживается то, что нам кажется противоположным.

Оказывается, оба ответа истинны – в Царстве Небесном при общем единстве положения попавши туда людей, будут и различия между ними.

Все люди будут одинаковы любимы Богом, но мера вмещения этой любви окажется у всех разной – в соответствие с заслугами и трудами (по тому же смирению самого себя по образу ребенка) каждого.

Соответственно, разной будет и степень блаженства, переживаемого каждым человеком, ибо, чем большую любовь Божию ты сумел вместить в себя, тем большей будет и степень твоего блаженства.

Но никто не будет чувствовать превосходства одних над другими.

Ни у кого не будет повода к зависти или ропоту, ибо каждый будет наполнен любовью в свою собственную меру и не сможет наполниться ею больше – просто будет некуда.

Так совмещается одинаковость положения и разность состояния людей, попавших в Царство Небесное.

Ключом к пониманию этого служат слова Христа: «В доме Отца Моего обителей много…» (Ин. 14.2).

Это «множество обителей» и понимается святыми отцами в описанном нами ключе.

Собственно так и ведут себя хорошие родители по отношению к собственным детям.

Они их любят одинаково, но каждый из детей вмещает эту любовь и оправдывает ее по-разному.

Соответственно и родители создают им условия жизни в соответствие со степенью этого вмещения и оправдания, стараясь не подавать повода к взаимной зависти.

Только в Царстве Небесном, как вы понимаете, все это происходит гораздо совершеннее и без каких-либо сбоев.