Вопрос не совсем прост, как может показаться на первый взгляд.
И два противоположных ответа, которые приходят на ум, - кажется, имеют вполне равные основания на существование.
Конечно – да, ибо люди все разные, по-разному относились к своей ответственности перед Богом и получат в соответствие со своими заслугами.
Конечно – нет, ибо для Бога все люди равны, это все Его дети, которых Он одинаково любит, как любят своих детей хорошие родители, независимо от их заслуг.
Интересно, что и в Евангелии есть эти два противоположные, казалось бы, ответа.
Прислушаемся к притче о работниках в винограднике:
«Ибо Царство Небесное подобно хозяину дома, который вышел рано поутру нанять работников в виноградник свой
И, договорившись с работниками по динарию на день, послал их в виноградник свой.
Вышед около третьего часа, он увидел других, стоящих на торжище праздно,
И им сказал: идите и вы в виноградник мой, и что следовать будет, дам вам. Они пошли.
Опять вышед около шестого и девятого часа, сделал то же.
Наконец, вышед около одиннадцатого часа, он нашел других, стоящих праздно, и говорит им: что вы стоите здесь целый день праздно?
Они говорят ему: никто нас не нанял. Он говорит им: идите и вы в виноградник мой, и что следовать будет, получите.
Когда же наступил вечер, говорит господин виноградника управителю своему: позови работников и отдай им плату, начав с последних до первых.
И пришедшие около одиннадцатого часа получили по динарию.
Пришедшие же первыми думали, что они получат больше; но получили и они по динарию;
И получивши стали роптать на хозяина дома
И говорили: эти последние работали один час, и ты сравнял их с нами, перенесшими тягость дня и зной.
Он же в ответ сказал одному из них: друг! я не обижаю тебя; не за динарий ли ты договорился со мною?
Возьми свое и пойди; я же хочу дать этому последнему то же, что и тебе;
Разве я не властен в своем делать, что хочу? или глаз твой завистлив от того, что я добр?
Так будут последние первыми, и первые последними; ибо много званных, а мало избранных. Мф. 20. 1-16.
Итак, из этой притчы, которую Сам Христос напрямую связывает с отношениями в Царстве Небесном, следует, что никаких отличий между людьми в нем не будет.
Из-за единоличного права «Хозяина» распоряжаться наградами и его исключительной доброты все получат одинаковую плату.
Однако же Сам Христос в другом месте, говорит, по видимому, противоположное.
Так, описывая пророка Иоанна Крестителя, делает следующее замечание:
«Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя; но меньший в Царстве Небесном больше его. Мф. 11.11.
Еще один раз между учениками Христа разгорелся спор о том, кто больше в Царстве Небесном. Их, оказывается, тоже волновал вопрос об этом.
Интересно, что Иисус Христос не прекратил этот спор простым утверждением, что там будут все равны, - нет, Он даже подчеркнул противоположное наглядным примером:
«В то время ученики приступили к Иисусу и сказали: кто больше в Царстве Небесном?
Иисус, призвав дитя, поставил его посреди них
И сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети. Не войдете в Царство Небесное;
Итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном». Мф. 18. 1-4.
Итак, что же получается – в Евангелии находятся словно бы два противоположных ответа на рассматриваемый нами вопрос?
В святоотеческом толковании этой проблемы утвердилась следующая точка зрения.
Всегда, когда происходит нечто подобное, это говорит о том, что речь идет о реальности, которая превосходит земную и которую невозможно напрямую проецировать на нашу земную жизнь.
Как скажем, в двумерном пространстве невозможно адекватно выразить пропорции и закономерности пространства трехмерного.
Царство Небесное и есть такая реальность. В ней действуют законы более высокого порядка, чем наши.
И в ней парадоксальным образом уживается то, что нам кажется противоположным.
Оказывается, оба ответа истинны – в Царстве Небесном при общем единстве положения попавши туда людей, будут и различия между ними.
Все люди будут одинаковы любимы Богом, но мера вмещения этой любви окажется у всех разной – в соответствие с заслугами и трудами (по тому же смирению самого себя по образу ребенка) каждого.
Соответственно, разной будет и степень блаженства, переживаемого каждым человеком, ибо, чем большую любовь Божию ты сумел вместить в себя, тем большей будет и степень твоего блаженства.
Но никто не будет чувствовать превосходства одних над другими.
Ни у кого не будет повода к зависти или ропоту, ибо каждый будет наполнен любовью в свою собственную меру и не сможет наполниться ею больше – просто будет некуда.
Так совмещается одинаковость положения и разность состояния людей, попавших в Царство Небесное.
Ключом к пониманию этого служат слова Христа: «В доме Отца Моего обителей много…» (Ин. 14.2).
Это «множество обителей» и понимается святыми отцами в описанном нами ключе.
Собственно так и ведут себя хорошие родители по отношению к собственным детям.
Они их любят одинаково, но каждый из детей вмещает эту любовь и оправдывает ее по-разному.
Соответственно и родители создают им условия жизни в соответствие со степенью этого вмещения и оправдания, стараясь не подавать повода к взаимной зависти.
Только в Царстве Небесном, как вы понимаете, все это происходит гораздо совершеннее и без каких-либо сбоев.