Найти тему
МЕСТА, НЕ СТОЛЬ ОТДАЛЁННЫЕ

О турецко-украинских кораблях и чем они неприятны России

На днях известный эксперт-универсал Сатановский огорчил меня, в паре радиопередач упомянув, что турецкие корабли превосходят вновь построенные российские корабли аналогичного класса.

А поскольку Турция взялась построить таковые и для Украины, то сами понимаете...

Я Евгения Яновича уважаю, как патентованного патриота. Но, как у истинного патриота нашего времени, взгляд его на происходящее в России весьма пессимистичен во всех областях, за исключением ресторанного дела, которое тоже входит в зону его интересов. Однако вернёмся к нашим мутонам, как он любит говорить, т.е. флоту.

Решил я всё же проверить, всё ли так плохо в означенном вопросе и вот что насобирал из доступных источников.

Турецкие корветы типа "Ада" уже имеют некоторую историю. Первый, TCG «Хейбелиада», начали строить в июле 2005 года, спустили на воду в сентябре 2008-го, вошёл в строй в сентябре 2011-го. С головными кораблями нового проекта всегда так бывает, по мере отработки технологии срок постройки сокращается, последний, TCG «Киналиада» заложен в октябре 2015-го, вошёл в строй в сентябре 2019-го, постройка заняла 4 года. Эти корветы предназначены для патрулирования в прибрежных зонах, борьбы с подводными лодкам, поисково-спасательных операций.

На данный момент в турецком флоте их четыре единицы. И ещё четыре будут построены для ВМС Пакистана. В сентябре 2019-го началась постройка первого. На снимке почётный сварщик Турции Реджеб Эрдоган производит первую резку стали для него:

-2

В августе 2021 года он уже был спущен на воду, в постройке остальные три, причём последние два строятся уже на верфи в Пакистане.

Две единицы заказала Индонезия и идут переговоры с Египтом. Видно, что соотношение цена-качество вполне приемлемые. К этим странам присоединилась и Украина. Планируется постройка четырёх единиц, первая в Турции, остальные на николаевском заводе "Океан"

Фактическая постройка первого корвета для Украины была начата на военно-морской верфи в Стамбуле 28 апреля 2021 года. Это доставка и резка металла и прочие подготовительные мероприятия. Эрдоган от участия в них уклонился. Церемония официальной закладки состоялась 7 сентября 2021 года. На церемонии присутствовал командующий ВМС Украины контр-адмирал Алексей Неижпапа.

-3

Немного о ТТД этих кораблей. Полное водоизмещение - 2300 тонн, длина 99 метров, ширина 14,4, осадка 3,6, максимальная скорость 29 узлов. Хотя в некоторых источниках есть небольшие отличия по водоизмещению и скорости.

В украинском варианте корабли будут оснащены противокорабельным ракетным комплексом Boeing Harpoon (видимо, Block 2), зенитным ракетным комплексом малой дальности MBDA VL MICA, 76-мм универсальной артиллерийской установкой Leonardo Super Rapid, 35-мм зенитным артиллерийским комплексом Rheinmetall Millennium, двумя 12,7-мм дистанционно управляемыми пулеметными установками Aselsan STAMP и 324-мм торпедными аппаратами с противолодочными торпедами MU90. На борту имеется ангар и платформа для противолодочного вертолета Sikorsky S-70 или беспилотного летательного аппарата (БПЛА).

Пуск ПКР "Гарпун" с такого корвета:

-4

Примечательно, что на вертолётной площадке в этот момент находятся несколько зевак. С более близкого расстояния:

-5

Согласно источнику "Naval technоlogy", Harpoon Block II - это загоризонтная противокорабельная ракета, производимая компанией Boeing Defense, Space & Security. С присущим американцам оптимизмом утверждается, что "Это лучшая в мире противокорабельная ракета, способная выполнять наземные и противокорабельные задачи.

Всепогодная ракета может поражать широкий спектр наземных целей, включая береговые оборонительные объекты, ракетные объекты земля-воздух, самолеты, портовые или промышленные объекты, а также военно-морские корабли, стоящие в портах".

Двигательная установка обеспечивает высокую дозвуковую скорость и дальность полета 124 км. Осколочно-фугасная боеголовка проникающего действия 500 фунтов обеспечивает ракете достаточную огневую мощь. Расширенные функции Block II обеспечивают высокую вероятность поражения боевых кораблей вблизи берега или двигающихся по узкостям.

Предусматривается возможность замены ракетного комплекса на более современные, хотя чем же можно заменить "лучшую в мире" ракету, которой вооружены более 600 боевых кораблей, 180 подводных лодок, 12 типов самолетов и мобильные наземные пусковые платформы во многих странах?

Артустановка 76/62 OTO Melara Super Rapid обладает скорострельностью до 120 выстрелов в минуту и способностью поражать цели на дистанции до 16 км. Однако при применении специализированных выстрелов дальность может возрасти до 30-40 км.

Посмотрим, все ли на Украине в восторге от приобретения этих кораблей?

Председатель правления «Украинского милитарного центра» Тарас Чмут пишет: «За один корвет вы получаете два-четыре ракетных катера. При потере одного ракетного катера у вас остается еще один-два. А при потере одного корвета у вас не остается ничего. У вас большее количество сил и средств, которые могут нести большее количество вооружения. Четыре ракетных катера могут нести по восемь противокорабельных ракет, а корвет ‒ восемь. 32 ракеты в залпе против восьми»

«Всегда будет возникать вопрос финансирования. Это дорогая вещь. Стоимость содержания одного корвета ‒ это 30 миллионов долларов в год. На сегодняшний день возможности Украины ‒ это 100 миллионов вообще на Военно-морские силы, на ремонт и развитие. Никто же не говорит, что бюджет Министерства обороны будет увеличен в полтора-два раза. Этого не будет. А москитные группировки это в разы меньше», ‒ убежден экс-заместитель министра обороны Украины Игорь Кабаненко.

«Мы не можем нормально укомплектовать экипажами даже те катера и корабли, которые у нас сейчас есть, а должны найти где-то еще плюс двести моряков ‒ квалифицированных, компетентных, мотивированных, готовых работать с западной техникой, с западным вооружением, чтобы эксплуатировать эти корветы. У нас экипажи двух Island недоукомплектованы, а там всего по 20 должностей», ‒ продолжает Тарас Чмут.

А что там у России? Аналогом по задачам являются патрульные корабли типа «Василий Быков». Хотя они у нас и в Средиземку ходят:

-6

Полное водоизмещение порядка 1800 тонн, максимальная скорость 25(29) узлов, длина 94,1 м, ширина 14, осадка 3,4 м. Дальность плавания 6000 миль экономходом по сравнению с 3500 турецкого аналога, автономность 60 суток, у турок 20 с дополнительным снабжением.

Возможна установка контейнерных модулей для ракет "Калибр", разных их модификаций с дальностью стрельбы по морским целям до 375 км и до 2600 по наземным, вес боевой части от 200 кг и выше, способны нести ядерную боеголовку.

Эти ракеты проверены при боевом применении по целям в Сирии из Каспийского моря и Средиземного, с надводных кораблей и подводных лодок из-под воды.

76-мм артустановка АК-176МА имеет скорострельность 120 выстрелов в минуту, дальность стрельбы порядка 15,5 километра.

Предусмотрено базирование противолодочного вертолёта и БПЛА

-7

В принципе, ТТД достаточно схожие. Иногда начинают сравнивать их, исходя из предположения, что эти корабли обязательно схватятся друг с другом. Но не стоит забывать, что для подавления флота противника Черноморский флот РФ обладает также и малыми ракетными кораблями с теми же "Калибрами", а также Крым напичкан противокорабельными ракетными комплексами наземного базирования.

Кораблей этого типа на Черноморском флоте имеется в строю уже 3 единицы. Не может не радовать, что построены они в Керчи, а 29 октября этого года очередной, "Сергей Котов" вышел из завода "Залив" на ходовые испытания и в декабре планируется его вступление в состав флота. В достройке ещё две единицы.

А 14 ноября начнутся ходовые испытания малого ракетного корабля "Циклон" проекта 22800 (шифр "Каракурт") , вооружённого тем же "Калибром", аналогичной артустановкой и двумя зенитными арткомплексами АК-630М. Так же должен вступить в строй ещё в этом году. И два таких же в достройке, "Аскольд" уже спущен на воду.

Длина малого ракетного корабля «Циклон» — 67 метров, ширина – 12 метров, водоизмещение порядка 882 тонн. Скорость хода корабля порядка 30 узлов, дальность плавания 2,5 тысячи миль. Экипаж корабля составляет 40 человек.

На снимке "Циклон" и "Аскольд" ещё на берегу. Настоящий конвейер:

-8

Мне всё же кажется, что почтенный эксперт несколько сгущает краски. Конечно, в этом деле лучше перебдеть, чем недобдеть, однако, утверждать, что всё пропало и клиент уезжает в недостижимую даль - тоже не совсем корректно.

Так, говорите, крымчане за счёт туристов живут? О судостроении в Крыму.

О новых российских кораблях, Крыме и что там у американцев?
О судостроении в России. Пациент скорее жив, чем мёртв.

..........................................................................................................................................

Полный каталог статей журнала здесь