Найти тему
Cай-фай ревью (SFR)

Сделано в Польше: 3 разных НФ-романа от братьев-славян

Польская фантастика — уникальное явление. Не могу с ходу вспомнить какую-то другую разнообразную переводную национальную фантастику, которая была бы так широко представлена в нашей стране (исключая, конечно, англоязычную из США и Британии).

Этому есть несколько возможных объяснений. Возможно, дело в том, что современные авторы польской НФ боятся ударить в грязь лицом, памятуя о монументальной фигуре Станислава Лема.

Возможно, тут "ошибка выжившего", и на самом деле польские фантасты так часто мне попадаются только потому, что их удобно/выгодно переводить в данный конкретный момент конкретным издательствам и проч., а вот какие-то жемчужины НФ из других стран скрыты за языковым барьером. Как вариант, я просто чего-то не знаю, не читал и какая-то неанглоязычная фантастика обходит меня стороной (напишите, пожалуйста, если знаете).

Пока я намерен придерживаться первой версии, истина, наверное, где-то рядом. По крайней мере, три фантастических романа, представленных в статье, мне понравились, и я попробую рассказать почему. К слову, все книги из одной замечательной серии "Звёзды научной фантастики" от АСТ, в которой также выходят такие авторы, как Питер Уоттс, Ричард Морган, Йен Макдональд, Чарльз Стросс и проч.

В тексте будут ссылки на читалки, в которых можно заценить рассматриваемые в тексте произведения.

Спасибо за "лайк" и подписку — дальше будет ещё интереснее! А в Telegram-канале "Сай-фай ревью" ещё больше вкусностей, новостей и халявы!

Журналистика будущего и экофашизм

"Гелий-3" — остросюжетная фантастика Ярослава Гжендовича, известного по мультижанровому роману-эпопее "Владыка Ледяного Сада".

Фрагмент обложки издания "Гелий-3" от АСТ.
Фрагмент обложки издания "Гелий-3" от АСТ.

События книги развиваются в недалёком будущем. Журналистика под гнётом МегаНета ушла на второй план. Теперь каждый может сделать хайповую запись с помощью своего омнифона, выгодно продать её и заработать на этом. Есть те, кто занимается этим на профессиональной основе, таких специалистов называют ивентщиками (от англ. event — "событие").

Главный герой "Гелий-3" — ивентщик Норберт. Оказавшись в сложном положении, он нелегально делает запись с тайной встречи крупных правительственных шишек и состоятельных людей, занимающихся не самыми лицеприятными вещами. Это ставит его жизнь под угрозу. Единственное спасение — принять соблазнительное, но крайне опасное предложение от состоятельного человека, радикала и самодура с далеко идущими планами на мировую энергетику. А что не так с энергетикой в мире Гжендовича?

Дело в том, что диктатура ответственного потребления в романе показана через абсолютно антиутопический образ Европы, в которой жители согласились на "добровольную бедность", готовы платить фантастические суммы и пошлины за авиаперелёты, не использовать электроэнергию по ночам и отказывать себе в вкусной еде, рискуя получить срок за покупку колбасы или копчёностей, и проч.

"Гелий-3" написан очень увлекательно, особенно автору, на мой взгляд, удались динамичные сцены. Норберт, как настоящий ивентщик, регулярно попадает в переплёт — то в "горячую точку" на Ближнем Востоке, то на секретную встречу в центре Европы, то на морское дно, то на поверхность Луны. Нельзя не упомянуть и образ ивентщика — охотника за "жареным", готового к любому хайпу ради выгоды и не имеющего ничего похожего на журналистскую этику. Кроме того, интересен образ тоталитарного будущего, где человек фактически перестаёт быть частью природы, становясь "вечным должником", а его здоровье "принадлежит Обществу".

То есть автор умело преувеличивает течения и идеи современности, доводя их до какого-то абсурда, чтобы продемонстрировать пугающие его (и не только его) тренды.

На мой взгляд, подкачала концовка — финальный сюжетный поворот, как мне кажется, чересчур неожиданный, притянутый и выбивающийся из стилистики и настроения. К счастью, впечатления от чтения романа "Гелий-3" он совсем не испортил.

За порогом конца света

"Всесожжение" отличает от других романов в этом материале, в первую очередь, язык.

Цезария Збешховского, кажется, особо не парит, доступно изложен тот или иной аспект мира, понятна ли та или иная сцена, знакомился ли читатель с другими его произведениями. Как и в классических текстах киберпанка, читателя сразу, с первых же строк, погружают в месиво текста, бурлящий поток образов, имён, отношений и экшена. Многие реалии "Всесожжения" приходится понимать из контекста, надеясь, что когда в тексте появится объяснение, то собственные и авторские определения совпадут.

Перед нами мир будущего, где человечество у порога конца света, и читатель застал уже агонию этого мира. События книги разворачиваются во вселенной "Раммы": так называется одно из вымышленных государств, с которым связаны ещё несколько произведений Збешховского.

В мире "Раммы" существовала сеть для прямого контакта между людьми, однако за некоторое время до событий "Всесожжения" вирус привёл к появлению "вампиров", названных Саранчой, насыщающихся полной нано кровью побеждённых. Это повстанцы, которые объявили войну homo sapiens.

Фрагмент обложки издания "Всесожжения" от АСТ.
Фрагмент обложки издания "Всесожжения" от АСТ.

Главный герой — глава крупной технологической компании Францишек Элиас III, богач, у которого есть возможность скрыться в собственной крепости от истребительной войны. Францишек — колыбельщик, который не раз и не два умирал, чтобы "возродиться" в новом теле с помощью безумно дорогой технологии. Это позволяет ему спастись при разрушительном нападении Саранчи на его замок, получить в своё распоряжение тело робота-убийцы и попытаться спасти близких ему людей.

В общем и целом мир "Раммы" меня заинтересовал, а живой и энергичный язык Збешховского с недосказанностями и рваным, нелинейным нарративом и редкими, но сочными экшен-сценами. Как мне кажется, форма отлично подошла истории, рассказанной во "Всесожжении", о фантастическом мире, сотрясаемом предсмертными конвульсиями. И вот если вам по душе такая литература, когда текст — это своего рода вызов, и если вы считаете, что раскладывать все аспекты книги по полочкам должен отнюдь не писатель, интересно не только о чём, но и как, то, полагаю, "Всесожжение" сможет вас заинтересовать. К слову, чтение Збешховского напомнило мне о подходе другого польского фантаста, Яцека Дукая, однако о нём, наверное, стоит поговорить отдельно.

Если же вам больше нравится чёткое и последовательное повествование, ясный и понятный мир, но вы уже взяли в руки "Всесожжение", то рекомендую также ознакомиться с рассказами из цикла "Рамма" — они немного проясняют мир Збешховского, чуть более чётко и понятно рассказывая свои истории. Возможно, стоит начинать чтение именно с них.

К слову, "Всесожжение" в серии "Звёзды научной фантастики" издаётся сразу с несколькими рассказами в комплекте. Да и скорый выход на русском языке романа "Искажение", рассказывающего о миротворческой миссии военных Раммы в пустынной Ремарке по соседству, облегчит погружение в неуютную, но определённо интересную вселенную Збешховского.

Космическая Глубина

"Глубина: Прыгун" — это первая история из цикла космической фантастики Марцина Подлевского (сейчас в нём четыре романа и несколько рассказов).

"Прыгун" рассказывает о мире далёкого будущего, где люди давным-давно освоили космос, так называемую Выжженную Галактику: за тысячелетия до событий книги в Млечном Пути развернулись несколько разрушительных войн, сперва с пришельцами, затем с Машинами. Это навсегда поменяло отношение человечества к артефактам Иных, к использованию искусственного интеллекта и проч.

Фрагмент обложки издания "Глубина: Прыгун" от АСТ.
Фрагмент обложки издания "Глубина: Прыгун" от АСТ.

К слову, человечество в мире "Прыгуна" не представляет собой какую-то единую, однородную массу. Среди людей множество сект, в том числе тех, кто изменяет свой генетический код, чтобы быть ближе к изгнанным ксено, или внедрить в тело столько технологий, чтобы стать настоящими наследниками Машин.

Но правит бал Глубина — загадочное псевдопространство, работающее по собственным физическим правилам. Именно благодаря ей корабли людей могут путешествовать на световые годы. Однако Глубина опасна, она доводит до безумия и смерти любого, кто имел неосторожность совершить прыжок будучи в сознании.

Роман "Прыгун" можно рассматривать как солидную "затравку", многообещающее начало истории Миртона Грюнвальда, нового капитана "Чёрной ленточки" — космического корабля-призрака, который когда-то затерялся в Глубине, а после вынырнул с мёртвым экипажем на борту. Грюнвальд собирает новую команду: почти у каждого из них в прошлом таится какая-то тайна, однако самый большой интерес представляет сам капитан, потерявший свой предыдущий экипаж.

События начинают закручиваться, когда корабль Грюнвальда подбирает с одного из кораблей-призраков артефакт, который хотят заполучить и местные власти, и наёмники, и одна из сект. Кроме того, "Глубине" есть и другие сюжетные линии, персонажи которых, как я понимаю, сыграют свои важные роли в продолжениях.

На мой взгляд, Подлевскому, создавая свой мир, удалось удачно перемешать образы и концепции из популярных фантастических произведений, многочисленные "пасхалки" с собственными задумками. А потому получился аппетитный винегрет, который приятно написан, увлекателен и легко читается. Полифония позволяет взглянуть на интересную историю и колоритных персонажей с разных сторон, а финал романа "Глубина: Прыгун" позволяет рассчитывать на углубление истории Грюнвальда, "Чёрной ленточки" и Выжженной Галактики в целом.

Изображение от Dark Crayon для обложки оригинального издания четвёртой книги цикла "Глубина" — "Bezkres" (можно перевести как "бесконечность", "бескрайность", "необъятность").
Изображение от Dark Crayon для обложки оригинального издания четвёртой книги цикла "Глубина" — "Bezkres" (можно перевести как "бесконечность", "бескрайность", "необъятность").

Надеюсь, вы найдёте для себя среди представленных книг что-то интересное. Приятного чтения.

Вот в этом материале можно почитать о неплохой дилогии военной фантастики из Польши. А вот здесь можно узнать про польский киберпанк-роман о системе гиперпревентивности преступлений.

P.S. Есть ли у вас свои любимчики среди польских фантастов? Что порекомендуете почитать?