Найти в Дзене
Советская авиация

Конструкторское бюро А.С. Яковлева в музее ВВС в Монино

Оглавление

Часть 1, Часть 2, Часть 3, Часть 4, Часть 5, Часть 6, Часть 7, Часть 8, Часть 9, Часть 10, Часть 11, Часть 12

Это двенадцатая часть текста Путеводителя по Музею-выставке авиационной техники ВВС в Монино издания 1970 года. Она посвящена истории Конструкторского бюро А.С. Яковлева, по состоянию на момент издания Путеводителя.

Александр Сергеевич Яковлев. Фото из открытых источников
Александр Сергеевич Яковлев. Фото из открытых источников

На стенде, посвященном опытно-конструкторскому бюро генерального конструктора дважды Героя Социалистического Труда А.С. Яковлева, отражено его развитие, начиная с 1927 г., т.е. с постройки первых легких спортивных и тренировочных самолетов до современных реактивных истребителей.

В 1936-1937 гг. легкие самолеты конструкции Яковлева УТ-1 и УТ-2 были приняты на вооружение ВВС как учебно-тренировочные. Они обеспечивали подготовку курсантов летных школ при переходе их с учебного на боевой самолет, а также летную тренировку летчиков в строевых частях.

Реплика самолёта УТ-2 в музее ВВС. Фото Александра Лебедева
Реплика самолёта УТ-2 в музее ВВС. Фото Александра Лебедева

Боевые самолеты конструкции А.С. Яковлева в большом количестве выпускались в годы Великой Отечественной войны, когда вслед за истребителем Як-1, построенным и принятым на вооружение ВВС в 1940 г., последовали крупные его модификации: Як-7, Як-9 и Як-3. Отличительными боевыми качествами этих самолетов были большая скорость, хорошая маневренность и мощное артиллерийское вооружение. На них устанавливались авиационные пушки калибра от 20 до 37 мм.

Як-9У в музее ВВС. Фото с сайта moscowalk.ru
Як-9У в музее ВВС. Фото с сайта moscowalk.ru

Вскоре после войны, в 1946 г. на базе самолета Як-3 был создан реактивный истребитель Як-15 с двигателем РД-10. На этом самолете летчики более успешно переучивались с поршневых самолетов на самолеты с реактивными двигателями. Позже были сконструированы более совершенные образцы самолетов со скоростями полета, намного превышающими скорость звука.

Як-17 в музее ВВС. Фото Артёма Кирюхина
Як-17 в музее ВВС. Фото Артёма Кирюхина

Помимо боевых самолетов, конструкторский коллектив бюро после войны создал новые самолеты для первоначального обучения Як-18 и спортивные Як-18П.

Як-18У в музее ВВС. Фото автора канала
Як-18У в музее ВВС. Фото автора канала

На самолетах Як-18П советские летчики-спортсмены завоевали первые места на международных состязаниях по высшему пилотажу, проходивших в 1966 г. в Москве.

Як-18ПМ в музее ВВС. Фото автора канала
Як-18ПМ в музее ВВС. Фото автора канала

Известны также легкие самолеты Як-12 и Як-14 многоцелевого назначения и реактивный спортивный самолет Як-32, на котором летчица Марина Попович установила мировой рекорд скорости для самолетов данного класса.

Як-30 в музее ВВС. Фото Владимира Петрова
Як-30 в музее ВВС. Фото Владимира Петрова

Кроме самолетов, в конструкторском бюро Яковлева был разработан и построен большой двухроторный вертолет Як-24—«летающий вагон» с двумя моторами АШ-82. Этот вертолет состоял на вооружении военно-транспортной авиации.

Як-24 в музее ВВС. Фото автора канала
Як-24 в музее ВВС. Фото автора канала
Як-40 в музее ВВС. Фото Анастасии Юшкевич
Як-40 в музее ВВС. Фото Анастасии Юшкевич
Як-42 в музее ВВС. Фото автора канала
Як-42 в музее ВВС. Фото автора канала

Теперь вы знаете немного больше, чем раньше!

Подписывайтесь на канал, ставьте лайк!

#монино #музей #музей авиации #музей ввс #ссср #история #авиация #музей монино #яковлев #як