Найти тему

7 Вопросов - Джудит Бек

Юдифь Ароновну... Кхм, Джудит C. Бек, думаю, представлять никому из современно образованных психологов не надо. Так что вот первоисточник, а ниже - следующий перевод серии "Seven Questions" Райана Хауэса. Который, однако, с представления и начинается.

Международно известная когнитивный терапевт Джудит Бек делится своими соображениями по "Семи Вопросам". Имея в виду, что она - автор хрестоматийного учебника по когнитивной терапии, её мысли на этот счёт это кое-что весомое.

Джудит С. Бек (Ph.D., Университет Пенсильвании 1983) - директор Института Когнитивной Терапии и Исследований Бека, бывший президент Академии Когнитивной Терапии и ассоциированный клинический профессор Университета Пенсильвании. По совместительству она также дочь Аарона Т. Бека, MD, влиятельнейшего отца-основателя когнитивной терапии.

Был бы у меня шанс на 8-й вопрос - я бы спросил, часто ли она устаёт от упоминаний в качестве "дочь того самого...". Её резюме, стоит заметить, весьма впечатляет даже без упоминаний о её знаменитом отце. Некоторые дети, идущие по стопам своих выдающихся родителей, свирепеют при упоминании о династии - вспомним фамилии "Дилан" или "Буш", например. Но вот я опять со своей психодинамикой. Если у Джудит когда-то и были какие-то проблемы с этим, я уверен, что они были решены через остановку мыслей или систематическую десенсибилизацию давным-давно.

Если вы относите себя к когнитивным терапевтам, очень вероятно, что вы читали "Когнитивная Терапия: От основ и дальше" за авторством Джудит Бек. Если вы были клиентом в когнитивной терапии, то ваш терапевт наверняка с ней знаком. Этот бестселлер - как уже сказано, практически школьная хрестоматия, переведённая на более чем 20 языков.

Благодаря чудесам Youtube вы можете взглянуть на её когнитивную терапию в действии (здесь). Недавно доктор Бек применила свои внушительные знания КТ в мире диет и снижения веса. Её другой бестселлер, по версии New York Times - "The Beck Diet Solution", недавно была дополнена "The Complete Beck Diet for Life".

Судя по всему, когнитивный компонент в сбросе лишнего веса - критический элемент. Согласно Джудит:

Людям на диете была нужна полноценная программа для снижения веса, включающая психологический подход (т.е. что вам делать, когда вы обескуражены, разочарованы или чувствуете себя обделённым), навыки диеты, удовлетворительный план питания и техники для сохранения мотивации на всю жизнь. Большинство людей думает, что просто придерживаться диеты достаточно. И я раньше думала, что просто изучить необходимые навыки - достаточно. Но сейчас очевидно, что нужно и то, и то.

Кстати, эта цитата - прямо из её блога на том же PsychologyToday.

Доктор Бек щедро уделила своё время проекту "Семь Вопросов". КБТ часто ошибочно представляют как отстранённую, технологичную бизнес-транзакцию - но отзывчивость Джудит показывает, что участие и эмпатия это центральные компоненты для любой терапии. Она даже прямо журит терапевтов за недостаток "добродушности" и сотрудничества на сеансе (вопрос №3). Насладитесь ответами респектабельного специалиста и автора, которой повезло иметь известную фамилию.

Семь Вопросов к Джудит Бек

1. Что бы Вы ответили новому клиенту, который спрашивает: "О чём я должен говорить?"

Вообще обычно клиенты меня о таком не спрашивают, потому что, будучи когнитивным терапевтом, я всегда уделяю некоторое время на первой встрече описанию когнитивной терапии и типичного процесса лечения. Затем я стараюсь удостовериться, что терапевтический процесс для клиентов выглядит разумным и стоящим мероприятием.

Я говорю нечто вроде: "В начале каждого сеанса я планирую спрашивать вас, в решении каких проблем вы бы хотели моей помощи. Я также буду спрашивать вас о том, есть ли что-то ещё, что для вас важно и вы хотели бы это обсудить. Мы это называем "составление повестки". Как Вам такой подход?"

2. Что клиенты находят самым трудным в терапевтическом процессе?

Раз на раз не приходится, конечно - но в основном это изменение своих ядерных убеждений, наиболее фундаментальных (при этом негативных и бесполезных) идей насчёт себя, других и/или окружающего мира. Это может быть очень трудно, когда вы придерживались своих убеждений долгое время. Но когнитивная терапия именно потому так эффективна, что может предложить отличные техники для облегчения этого процесса.

3. Какие ошибки, препятствующие терапевтическому процессу, совершают терапевты?

Ох, их так много! Но вот несколько:

1. Они не позволяют своей естественной, добродушной и заботливой индивидуальности, "быть" в терапии.

2. Они не сотрудничают с пациентами. Они не действуют в команде, не принимают совместных решений, о чём говорить и как подойти к некой проблеме. Либо они просто не фокусируются на решении проблем и помощи клиентам в изменении своих вредных мыслей или действий - либо делают это, но не в партнёрской манере.

3. Они не интересуются обратной связью от пациентов, ни во время сеансов, когда замечают, что клиенты чем-то расстроились ("О чём Вы сейчас подумали?"), ни в конце сеансов ("Что скажете насчёт сегодняшнего занятия? Было ли что-то, что Вас обеспокоило, или что-то, что я неверно поняла? Вы бы хотели в следующий раз сделать что-то иначе?") Они не пытаются убедиться, что клиент понимает то, что они говорят, и согласен с этим.

4. Они не помогают клиентам понять, что может быть полезно сделать между сеансами, чтобы решать вопросы и улучшать самочувствие.

4. На ваш взгляд, в чём конечная цель психотерапии?

Свести к минимуму страдание пациентов настолько быстро, насколько возможно, помочь клиентам достичь своих целей, поспособствовать ремиссии хронических расстройств и обучить клиентов умениям (в частности в плане перемены своего мышления и поведения) для предотвращения рецидива.

5. Что самое трудное в работе терапевта?

Труднейшее в работе когнитивного терапевта - изучить конкретную концептуализацию (ключевые идеи и действия, на которых следует сосредоточиться) и стратегии терапии для всевозможных психиатрических и психологических расстройств, от которых страдают клиенты.

Терапия депрессии, к примеру, значительно отличается от лечения тревожных расстройств, или расстройств пищевого поведения, или злоупотребления веществами, или расстройств личности. А многие терапевты используют одинаковый подход независимо от диагноза.

Ничего удивительного, что клиенты вовсе необязательно чувствуют себя лучше в конце сеанса, плохо подготовлены ко встрече с проблемами между сеансами, и посещают терапию очень долго без существенных улучшений.

6. Что самое приятное или радостное в этой работе?

Видеть, как клиенты быстро достигают улучшения и остаются с ними надолго.

7. Какой крупицей мудрости насчёт терапии вы бы поделились с клиентами?

Психотерапия бывает очень разная! Одна конкретная форма, когнитивная или когнитивно-поведенческая терапия, обладает сотнями испытаний, показывающих её эффективность для широкого ряда психиатрических расстройств, психологических проблем и многих медицинских состояний с психологическим компонентом.

Ни одна другая терапия не имеет подтверждений таким числом исследований. Если бы у меня была медицинская проблема, вроде затруднений с дыханием, я бы, придя к врачу, спросила его о том, какое лечение для этого эффективнее всего согласно научным данным и исследованиям. То же самое, я думаю, должно быть применимо и к эмоциональным проблемам.