Эта статья – дополнение рассказа о единственном селе на острове – Никольское. Мы прожили здесь год, работая в заповеднике Командорский (сейчас это национальный парк). О положительных сторонах читайте здесь.
Из неприятного на острове, хотя местами и обыденного.
Техническая сторона
Может мы и зажрались, конечно, но не привыкли к ценам в 3000 рублей (есть тарифы дешевле, но еще более ограниченные) за месяц пользования супер-медленным интернетом (по факту, а не по тарифу). К счастью, нам платить за него не приходилось – и это плюс. Даже на кордоне был вай-фай, а мы оставались его единоличными пользователями.
Единственное приложение, которое нормально работает – YouTube. Заповедник даже проводил онлайн-конференции, но тогда у всех остальных в офисе скорости не было совсем.
Доступные операторы связи – Билайн и МТС. Связь есть только в северной части острова, и то местами. Во время рейдов и дежурства на кордоне мы пользуемся спутником.
Сторона продовольственная
Цены на продукты кусаются, завозят их редко. В среднем раз в месяц, а вот зимой и по 3 месяца суда не приходят.
Тот еще квест успеть урвать свежих овощей и фруктов. Кстати, после 4 месяцев уже и на их стоимость не смотришь – здоровье дороже. Поэтому местные выращивают огурцы, помидоры, зелень на окне и в тепличках, а картошку на огородах. Ну и если есть погреб, можно закупиться хотя бы корнеплодами, в Петропавловске-Камчатском на всю зиму, привезут с кораблем.
Эстетическая сторона
Как и везде в России, здесь хватает полуразрушенных зданий.
К счастью, в таких строениях никто не живет, да и расположены они все в нижней части села, где раньше в основном базировалось селение.
Здесь достаточно оперативно строятся многоквартирные дома, куда переселяют людей из аварийного и ветхого жилья. Собирают их из быстровозводимого домокомплекта. Это из плюсов).
Недалеко от села расположены две свалки с различными отходами, сортировки нет, вывоза с острова тоже – дорого, да никто и не берётся.
Дюны, что на берегу бухты Никольский рейд (рядом с селом) усыпаны стеклянными осколками, что несколько искажает пейзаж и вгоняет в грусть.
В окрестностях причала находится приличное скопление железа: суда, баржи, бочки и прочее. Да и по острову такое встречается. Надеюсь, что когда-нибудь будет возможно вывезти хотя бы часть.
Так как село располагается на острове, сюда постоянно прибивает самый разнообразный мусор. В том числе из-за границы: стеклянные и пластиковые бутылки, канаты и сети, буи всех размеров и цветов, куски пластика, обёртки, различную обувь (можно даже собрать себе не одну пару сапог) и многое другое. Тут и свой мусор девать некуда, так ещё и вон сколько всего прибывает с приливами и штормами.
Сторона мобильная
На острове есть так называемый аэродром, а вот взлетная полоса не заасфальтирована. Так что не только из-за непогоды в Усть-Камчатске, тумана или ветра задерживаются рейсы – полоса должна просохнуть, иначе самолет не сядет. Добраться на остров можно и по воде – изредка случается рейс судна «Завойко».
О погоде уже писала, но опять же, мало, где в России приятно с ноября по март).
В общем, край отдалённый и суровый, со своими минусами и проблемами. Но мы всё равно очень скучаем. И мне кажется каждый, кто хоть раз побывал на острове, вспоминает эту поездку всю жизнь.
Спасибо, что читаете! Буду рада, если эта информация вам пригодится. Подписывайтесь, у меня много интересного: пишу о заповедном мире, волонтёрских проектах и наших путешествиях по России.
#командоры #командорские острова #остров беринга #село никольское #Камчатка #дальний восток #устройство в заповедник #заповедники #заповедник командорский