В Питере я побывал в квартирах Пушкина и Достоевского (ныне, понятно, это музеи), а прибыв в Париж, решил посетить квартиру Виктора Гюго. Не то чтобы этот писатель был властителем моих дум, просто он чуть ли не единственный француз XIX века (еще Александр Дюма), чей роман я дочитал до конца (имею в виду "Собор Парижской богоматери", а "Отверженных" не дочитал). Все остальные французские классики прошли сильно мимо меня, хотя я, конечно, верю, что они великие и проч.
Квартира Гюго интересовала меня, если честно, скорее как пример жилища состоятельного француза позапрошлого века, а не как место, где жил именно данный писатель. Любя историю, я люблю ее вещественно, через предметы, и всегда с удовольствием смотрю на подлинные старинные вещи, в которых живет дыхание прошедших эпох. А если вещь принадлежала известной личности, то она приобретает особую ауру, абсолютно конкретную, биографическую.
Итак, я поперся пешком до площади Бастилии (планируя заодно лицезреть и это знаменитое место), надеясь, что это займет немного времени (карта показывала, что идти буду минут 40).
Однако реальность оказалась суровее, и улица Гобелен все не заканчивалась и не заканчивалась, поэтому я плюнул, сел в метро и доехал за пять минут. Дойдя до площади Вогезов, дом 6, зашел во двор. Толпы посетителей не наблюдалось, и я беспрепятственно оказался в большой (280 кв. м.) квартире французского писателя. Дело было в благословенные доковидные времена, так что никаких проблем. Сразу у входа квартира поразила меня своей обстановкой. Это реально был музей, мало похожий на жилище. Куда там Достоевскому с Пушкиным.
Просторно, красиво, по стенам картины. Ясное дело, Гюго любил живопись.
Картины посвящены разным темам, среди них есть портреты друзей и членов семьи, включая превосходное полотно с изображением жены писателя Адель. Кстати, он тут жил с женой и пятью детьми. В так называемой Красной комнате посредине стоит небольшой столик, где под стеклом находятся некоторые подлинные вещи Гюго и членов его семьи. Но эта комната выглядит как-то слишком кроваво. Лично мне давила на психику и навевала какие-то криминальные ассоциации.
Иное дело — Китайская гостиная.
Она сделана в более спокойных тонах и декорирована в китайском стиле, весьма хороший #дизайн . Тут же представлена коллекция фарфоровых тарелок, которую собирал писатель. Потолок — резной. Да, все-таки нельзя назвать эту квартиру типичной для буржуа XIX века. Подобная гостиная выглядит весьма аристократично. Одна люстра чего стоит!
Удивила меня святая святых этой квартиры — кабинет писателя. Лично я в таком интенсивно зеленом окружении (включая потолок) сбрендил бы за неделю, а #Виктор_Гюго — ничего. Он тут написал как раз "Отверженных" и другие свои романы. Писал он за столом и за бюро. Меня всегда озадачивала мода XIX века на эти бюро, за которыми писали стоя. Это же так неудобно!
Спальня Гюго — самое приближенное к подлинной обстановке помещение в квартире. Она была воссоздана максимально аутентично благодаря внуку писателя. Вещи тут все подлинные. На этой впечатляющей кровати Гюго и умер. Стены тут опять-таки обиты красными обоями; похоже, Гюго любил этот цвет, говорящий о жизнелюбии и энергичности.
И, наконец, самая поразившая меня комната — столовая. Не знаю, как тут ели, но это чисто #музей ! Все оформлено в готическом стиле, а мебель старинная (имею в виду, даже для XIX века). Все в изумительной резьбе. Обеденный стол был сделан из старинной дубовой двери. Стены и потолок покрыты узорчатыми обоями, которые тут выглядят органично. Пол очень оригинальный.
В общем, ушел из квартиры Виктора Гюго под большим впечатлением.
#история #культура
Читайте еще на моем канале:
Какой смысл я вижу в картине Брейгеля "Охотники на снегу"
Расшифруют ли когда-нибудь таинственную рукопись Войнича?