Художник Василий Колотев был одним из тех, кто отображал в живописи свое негативное отношение к жизни в СССР.
Лично я к его работам отношусь двояко. С одной стороны это действительно нелицеприятная правда о жизни в 70-х и 80-х годах. С другой — свое несогласие с советской властью он изображал в простых людях, высмеивая их, критикуя, находя самое плохое. Судите сами.
Одним из неоспоримых недостатков плановой советской экономики был хронический дефицит продуктов и товаров народного потребления. Это проявлялось в огромных очередях в магазинах. Именно это изобразил художник на полотне «Очередь».
Людей множество, а на прилавке лишь несколько банок консервов. Вряд ли кто станет отрицать, что подобные ситуации были типичными в магазинах, особенно во второй половине 80-х.
Барахолки, на которых продают все подряд, были во все времена. Но здесь это явление показано особенно мрачно. Непотребного состояния ботинки, сапоги и калоши небрежно расставлены на грязном кирпичном парапете.
А сам продавец, начинающий предприниматель или как тогда говорили кооператор, явно продает их втридорога.
Это час пик в московском метро. Здесь мы видим толпу людей в ожидании поезда, их лица похожи на стальные маски, без улыбок и эмоций. На мой взгляд, вовсе не обязательно было изображать лица настолько мрачно, угрюмо и озлобленно.
Конечно, пользоваться метрополитеном в часы пик — веселого мало. Но все же реальная картина в подобных ситуациях выглядит куда живее и ярче. И лица у людей не такие каменные.
На картине изображены типичные медицинские весы, которые устанавливали в людных местах. Рядом на стульчике сидела пресловутая тетушка и передвигала руками гири. Потом окидывала взглядом клиента и сбрасывала килограмм веса «на одежду». Стоила эта процедура копеек пять.
Но художник явно перестарался, нарисовав настолько длинную очередь людей, стоящих на взвешивание. И человека в очереди босиком и без верхней одежды, как элемент неприличия.
Перед нами типичная городская коммуналка с типичной для нее обстановкой. Один телефонный аппарат на всех жильцов, стены, окрашенные в безальтернативный темно-зеленый цвет и обыватели пресловутого вида.
Но, на мой взгляд, художник несправедлив к людям — он показывает их безразличие к проблемам соседей. И изображает это на картине в виде женщины, которая болтает с подругой по телефону, закрыв глаза. А в это время у нее под ногами происходит потоп из соседней комнаты. Но ей все равно, ведь это заботы соседей, а не ее.
В этой картине явно утрированы взаимоотношения людей по коммуналке.
Распространенным явлением в городах были ларьки ремонт обуви. И занимались этим армяне и ассирийцы, которые переселялись из Турции еще с 20-х годов, в связи с гонениями.
Со временем стало привычно видеть печального армянина, работающего сапожником в уличной палатке. Но картина все равно получилась чересчур мрачной.
На этом полотне художник изобразил людей, играющих в карты на фоне мусорного бака. Создается впечатление, что это асоциальные личности.
Но это всего лишь персонал продуктового магазина — продавщицы играют в карты с грузчиками в свой обеденный перерыв. А обстановка самая обычная — это задний двор продуктового магазина.
Да уж, на фоне новенького Рено простые советские мужики показаны дикарями. В этом наверное и была идея художника.
Первые иномарки, которые стали появляться на улицах в конце 80-х действительно вызывали большой интерес, но советские люди выглядели иначе.
Расскажите и вы о своем отношении к работам Василия Колотева. Как считаете, насколько его картины справедливы и реалистичны?