Найти тему
Сокровища барахолки

Нелицеприятный СССР на картинах Василия Колотева: смотреть неприятно, но многое правда

Художник Василий Колотев был одним из тех, кто отображал в живописи свое негативное отношение к жизни в СССР.

Лично я к его работам отношусь двояко. С одной стороны это действительно нелицеприятная правда о жизни в 70-х и 80-х годах. С другой — свое несогласие с советской властью он изображал в простых людях, высмеивая их, критикуя, находя самое плохое. Судите сами.

«Очередь», картина Василия Колотева, 1985 г.
«Очередь», картина Василия Колотева, 1985 г.

Одним из неоспоримых недостатков плановой советской экономики был хронический дефицит продуктов и товаров народного потребления. Это проявлялось в огромных очередях в магазинах. Именно это изобразил художник на полотне «Очередь».

Людей множество, а на прилавке лишь несколько банок консервов. Вряд ли кто станет отрицать, что подобные ситуации были типичными в магазинах, особенно во второй половине 80-х.

«Предприниматель», картина Василия Колотева, 1986 г.
«Предприниматель», картина Василия Колотева, 1986 г.

Барахолки, на которых продают все подряд, были во все времена. Но здесь это явление показано особенно мрачно. Непотребного состояния ботинки, сапоги и калоши небрежно расставлены на грязном кирпичном парапете.

А сам продавец, начинающий предприниматель или как тогда говорили кооператор, явно продает их втридорога.

«Час пик», картина Василия Колотева, 1986 г.
«Час пик», картина Василия Колотева, 1986 г.

Это час пик в московском метро. Здесь мы видим толпу людей в ожидании поезда, их лица похожи на стальные маски, без улыбок и эмоций. На мой взгляд, вовсе не обязательно было изображать лица настолько мрачно, угрюмо и озлобленно.

Конечно, пользоваться метрополитеном в часы пик — веселого мало. Но все же реальная картина в подобных ситуациях выглядит куда живее и ярче. И лица у людей не такие каменные.

«Овощи-фрукты», картина Василия Колотева, 1986 г.
«Овощи-фрукты», картина Василия Колотева, 1986 г.

На картине изображены типичные медицинские весы, которые устанавливали в людных местах. Рядом на стульчике сидела пресловутая тетушка и передвигала руками гири. Потом окидывала взглядом клиента и сбрасывала килограмм веса «на одежду». Стоила эта процедура копеек пять.

Но художник явно перестарался, нарисовав настолько длинную очередь людей, стоящих на взвешивание. И человека в очереди босиком и без верхней одежды, как элемент неприличия.

«Алё», картина Василия Колотева, 1983 г.
«Алё», картина Василия Колотева, 1983 г.

Перед нами типичная городская коммуналка с типичной для нее обстановкой. Один телефонный аппарат на всех жильцов, стены, окрашенные в безальтернативный темно-зеленый цвет и обыватели пресловутого вида.

Но, на мой взгляд, художник несправедлив к людям — он показывает их безразличие к проблемам соседей. И изображает это на картине в виде женщины, которая болтает с подругой по телефону, закрыв глаза. А в это время у нее под ногами происходит потоп из соседней комнаты. Но ей все равно, ведь это заботы соседей, а не ее.

В этой картине явно утрированы взаимоотношения людей по коммуналке.

«Мастер своего дела-2 Ремонт обуви», картина Василия Колотева, 1990 г.
«Мастер своего дела-2 Ремонт обуви», картина Василия Колотева, 1990 г.

Распространенным явлением в городах были ларьки ремонт обуви. И занимались этим армяне и ассирийцы, которые переселялись из Турции еще с 20-х годов, в связи с гонениями.

Со временем стало привычно видеть печального армянина, работающего сапожником в уличной палатке. Но картина все равно получилась чересчур мрачной.

«Крести-козыри», картина Василия Колотева, 1987 г.
«Крести-козыри», картина Василия Колотева, 1987 г.

На этом полотне художник изобразил людей, играющих в карты на фоне мусорного бака. Создается впечатление, что это асоциальные личности.

Но это всего лишь персонал продуктового магазина — продавщицы играют в карты с грузчиками в свой обеденный перерыв. А обстановка самая обычная — это задний двор продуктового магазина.

«Уличная сцена-1», картина Василия Колотева, 1990 г.
«Уличная сцена-1», картина Василия Колотева, 1990 г.

Да уж, на фоне новенького Рено простые советские мужики показаны дикарями. В этом наверное и была идея художника.

Первые иномарки, которые стали появляться на улицах в конце 80-х действительно вызывали большой интерес, но советские люди выглядели иначе.

Расскажите и вы о своем отношении к работам Василия Колотева. Как считаете, насколько его картины справедливы и реалистичны?