Найти в Дзене
Oleg Alifanov

Как Сталин и Черчилль изобрели файервол

Принято считать, что «железный занавес» опустил Сталин, а Черчилль символически подытожил это в Фултонской речи.

Об этой речи на Западе не вспоминают, это был эпизод: «джентльмен в поисках десятки». У советских пропагандистов, выворачивавших наизнанку мысли и смыслы, заплелись ноги, чудаки растянулись на ровном месте и не могут подняться до сих пор.

Послевоенные события в СССР вообще представляли, как сговор англо-американцев против Страны Советов, победившей коричневую чуму. Рассказывались небылицы, как сразу после немцев на Родину едва не хлынули полчища вчерашних друзей.

В Тегеране начиналось так. Черчилль: "С одной стороны от меня, скрестив лапы, сидел огромный русский медведь, с другой – огромный американский бизон. А между ними сидел бедный английский ослик..."
В Тегеране начиналось так. Черчилль: "С одной стороны от меня, скрестив лапы, сидел огромный русский медведь, с другой – огромный американский бизон. А между ними сидел бедный английский ослик..."

Между тем, в середине 1945 самыми честными союзниками были США и СССР. Первые финансировали итоги 2МВ, второй обеспечил победу ценой крови. За такую цену американцы по-деловому отдали союзнику часть Европы и Азии. Заработал, камрад, получи и распишись.

СССР получил, но расписаться отказался. Последовательно отказавшись от подписания мирного договора с Германией (до 1970), выгодного мирного договора с Японией, взбрыкнув в Бреттон-Вудсе и отвергнув план Маршалла (а потом и покинув ООН) СССР сам себя завесил железным занавесом с шипами на свою сторону.

И нет, чтобы сказать: мало! – и начать торговаться (с американцами торговаться можно и нужно), а просто стал бросаться на докторов, лёжа на койке и утыканный клизмами. Те пожали плечами: оклемается, продолжим... вслед полетел костыль.

После раздела Юго-Восточной Европы положение изменилось. С тех пор между союзниками всегда оказывались американцы.
После раздела Юго-Восточной Европы положение изменилось. С тех пор между союзниками всегда оказывались американцы.

До 2МВ и с её началом отношения в паре Британия – СССР были на удивление умеренными, а вот в паре Британия – США откровенно фиговыми. Британцы пакостили повсеместно, желая втягивания США в войну на двух фронтах и разгрома по типу русско-японской, то есть, на чужих землях. Итогом должно быть схлопывание экспансии США всюду, кроме своей континентальной части. В ответ США беззастенчиво ломали хребет Империи, англичане демонстративно сдавали её по принципу «так не доставайся же никому».

Тесный союз США и СССР стал страшным сном не только для Гитлера. Британия в ярости передавала свои сферы влияния странам Оси, пополняя их антиамериканские ресурсы. Были последовательно подчищены потенциальные союзники США: Китай, Чехословакия, Польша, Румыния, Франция, нейтрализованы Испания и латиноамериканский мир. В первые недели войны на Тихом океане сданы территории Голландской Ост-Индии, Малайя и Сингапур. Поставки США Китаю и СССР саботировались в Бирме, Иране и в Северной Атлантике вплоть до демонстративного истребления одного из крупных конвоев. Более половины всех грузов СССР получил без усердного не в меру союзника посредника через Тихий океан.

И это безо всяких пустопорожних договоров о дружбе, который, например, был у СССР с Великобританией (и в момент Фултонской речи он действовал, конечно). А просто: сели – постановили, – для себя и в собственных интересах. СССР ведь повезло, что интересы совпали. Тут бы и подловить, прицепиться... Немного, конечно, пришлось бы поёрзать. Ну, так на то и дипломатия.

"Вот теперь-то мы и похохочем"
"Вот теперь-то мы и похохочем"

Вообще, неслыханный военный союз СССР и США начал обретать контуры с 1933. Новая администрация установила дипломатические отношения с Советами в обмен на обещание истребить английский Коминтерн, бельмом подставных рож торчавший в центре Москвы.

Будучи того же происхождения, что и шайка главарей мировой революции, сталинская группировка обрадовалась возможности извести «скамейку запасных», и принялась ликвидировать негодяев на вынос и распивочно по всему свету. Американцы, потирая руки, наблюдали за московскими шпионскими процессами, развернув у себя широкую кампанию поддержки. Вчерашние технологии и безработные инженеры хлынули на ПМЖ в СССР.

Вопреки инсинуациям советских пропагандистов, придумавших Штирлица, в конце 2МВ США твёрдо придерживались принципа войны до полной капитуляции выращенных Британией врагов, понимая, что недобитые, они снова могут стать точкой сборки Третьей мировой (против США). После войны американцы существенно изменили баланс присутствия в Германии и Японии, поставив обе страны под жёсткий военный и частичный политический контроль.

В бывших европейских колониях развернулись жесточайшие войны за независимость, где США выступали за правых республиканцев, а Британия за монархов или республиканцев левых (такой расклад впервые разыграли в 30-е Испании). Обескровленный войной и опустошённый протухшей идеологией СССР в деле не участвовал, и даже смена власти в соседнем Китае произошла на 90 % под недоумённое хлопанье глазами, как Февральскую революцию прохлопали большевики.

В ужасе от накатывавших перемен и не в состоянии предложить стране хотя бы новый нэп, сталинская группировка ощетинилась дикобразом грядущей войны. Люди позавчерашнего дня, с безумной идеологией террора конца прошедшего века принялись в первую очередь низводить конкурентов среди военной верхушки и мало-мальски новых людей, к переменам готовых. Народу, положившему за них жизни, не досталось даже честной статистики потерь, которые занизили вчетверо из страха разоблачения степени мудрости своего руководства.

Распалив себя под барабаны идейками уровня чучхе, советское правительство отказалось от финансовой помощи самого верного союзника и мирового лидера, с которого можно и нужно было драть три шкуры просто за воздушный поцелуй.

Всё так. Однако...

Однако сделано это было под фанфары дудку Британии, которой хотя бы вялый союз СССР – США виделся концом света. Англичане сделали всё, чтобы отношения разрушить, прежде всего, путём выдачи международных индульгенций архаичной сталинской администрации, понимавшей, что любая реформа означает их собственный конец, причём физический, учитывая масштаб всеобщего поклонения.

(Чтобы дать своему собственному воевавшему народу иллюзию смены курса, британцы не побрезговали сменить ассоциированного с победой Черчилля на «рабочего» Эттли. Временно, конечно, но всё же. Задолбали людей и аристократы, ну им и дали «от сохи». Английский народ, спору нет, воевал дольше всех, но не сравнить же с масштабом советского.)

В странах, где влияние Британии и США оказалось примерно равным, англичане принялись бешено пропагандировать левые идеи, и, прикрываясь Москвой, любое отступление США конвертировали себе в карман. Лучше всего это заметно в Латинской Америке, фактом полного отсутствия там СССР, в то время как в Азии близость к СССР создавала ложную интерференционную картину, конечно, не для американцев. Обиднее всего, что СССР не получал от этого крышевания вообще никаких дивидендов, кроме гордости и по немощи не мог даже дотянуться до сыплющегося из дырявых карманов золотого песка. Для придания агиткам веса по всему миру развернули наёмную сеть бездарных писателей-леваков, с регулярностью припарок получавших нобелевские премии. (Возглавляет шарашку писатель-нобелиат Черчилль.)

Этот исторический этап («с таким счастьем и на свободе») советские мироведы, выпучив глаза, назвали ростом авторитета СССР во всём мире и приписывали его победе в 2МВ. На что, например, той же ЛА было всегда начхать с присвистом.

Надо ясно понимать фон речи Черчилля. Несмотря на видимость благожелательности, отношения США и Британии рвались темпами сильно опережающими советско-американские, и Британии жизненно важно было не допустить большого отставания в паре СССР – США.

Ещё до окончания 2МВ в Голландской Ост-Индии разразилась крупная война, длившаяся пять лет. На одной стороне выступали США и местные правые националисты, на другой Британия совместно со своим клиентом Нидерландами. По обе стороны воевали японцы, что отражает соотношение сил в самой Японии по окончании 2МВ. Эвакуируя хвост из Индонезии, британцы отложили вместо себя индийцев и местных коммунистов. Война закончилась почти победой США, создавших на короткое время СШИ, но потом пришлось немного отскочить, и по сей день Индонезия в существенной части представляет собой территорию свободной охоты.

В Европе США изготовились вышибить Британию из Ирландии, Греции и Турции. Не сразу и не на сто проц, проекты удались.)

Всё это архичертовски не прибавляло доверия.

После перепалки с Эттли 1 августа 1946 Трумэн подписал закон, прекращавший техническое сотрудничество в Британией, в частности, в области военных и гражданских ядерных программ. Американцы не были бы самими собой, если бы вдогонку не выставили напоказ коронованным демократам опрос общественного мнения, в котором более 70% простых американцев высказались против сотрудничества с Империей.

Иных уж нет... Бесхитростные американцы в центре. Из уважения, конечно.
Иных уж нет... Бесхитростные американцы в центре. Из уважения, конечно.

Сделано всё было иезуитски точно. СССР взорвал свою полубомбу 29 августа 1949. В ужасе от того, что может произойти, если американцы всё узнают (откуда бомба, почему взорвалась так слабо и т. п.) Сталин дело замолчал. Советские этот факт объяснить не могут, ведь если бы дело было в избавлении от американской угрозы, надо было трубить во все трубы. Но взрыв был слабым, что было бы видно на плёнке, поэтому пришлось дожидаться данных американского объективного контроля. (Через несколько дней и британцы инфу слили.) Американцы были в ярости. Но на кого? Вроде бы, на СССР. Но вот сентябрьский опрос почему-то показал совсем другой вектор. Как раз кстати подоспело и дело Фукса, зиц-агента второй линии прикрытия, которого англичане наотрез отказались выдать США.

-5

Именно необходимостью замаскировать готовящиеся коммунистические перевороты в Китае, Индонезии и т. д. влиянием СССР и вызвана Фултонская речь Черчилля. Ни одно официальное лицо Империи так врать бы не решилось, поэтому был послан влиятельный частник, который мог личным авторитетом непосредственно воздействовать на общественное мнение в США через голову американской пропаганды.

Буквально было сказано следующее:

В большом числе стран, далёких от границ России, во всём мире созданы коммунистические «пятые колонны», которые работают в полном единстве и абсолютном послушании в выполнении директив, получаемых из коммунистического центра

Ни слова лжи тут не содержалось, но фраза построена иезуитски. Коммунистическим центром с момента изобретения коммунизма был Лондон.

Трещина между США и СССР чертилась по линии коммунизма, при том, за советский же счёт. А раз СССР сам начал маршировать на разрыв штанов, почему бы не подтолкнуть лузера в спину?

Для склейки же разваливающихся отношений в другой паре спели старую песню, но во весь голос.

Изначально «англо-саксонское единство» было изобретено ещё королём Эдуардом VII в бытность принцем Уэльским и предъявлено американским элитам в лице правившего параллельно Теодора Рузвельта. Американский истеблишмент грабли обошёл путём незамысловатого троллинга. Но на сей раз та же сшивка белыми нитками предлагалась напрямую американскому народу – наполовину американцем. (Впрочем, «изобретено» – не точное слово. Панславизм был изобретён в России, несколько ранее.) Для простецов, которым слово «англо-саксонский» было непонятно (оно изобреталось для топов) Черчилль придумал сшивку «англоговорящие народы».

Американцы, конечно, не купились, и продолжили дербанить европейские империи повсеместно, так что запал пропал бы втуне, если бы в СССР вовремя сменилась политика, прежде всего, конечно, внутренняя (а внешнюю можно менять хоть ежедневно). Сталинская группировка предпочла обменять собственную власть и вчерашние технологии на роль мирового жупела и побирушки, загнав только что отвоевавший народ в бессмысленную гонку вооружений и окончательное разорение.

И лучшей опоры, чем Британия в этом деле быть не могло. Не только из-за формального союза. Это отражает общие принципы существования двух диаметральных политических систем. США оперирует институтами, Британия – персоналиями. Пока сталинская группа уничтожала британских шпионов, на них в Америке закрывали глаза: Сталин, так Сталин. После драматического перераспределения сил во 2МВ эти товарищи сами по себе перестали представлять для США интерес, и их смена на что-то более модерновое была бы более практична. Так или иначе, вписываться за них не собирались. Британия же, наоборот, готова была вписаться за любых персональных врагов США.

-6

А склеивать пару Британия – США никто по-настоящему, конечно, не планировал. Обе главные страны мира не решили взаимных противоречий, участвуя в странной гибридной Второй Мировой, и мы живём в эпоху противостояния Империи и Торговой Федерации.

То есть речь Черчилля, это предупреждение американцам о начале совсем иной войны. Сказано следующее: «Берегитесь, англоговорилки! То, с чем вы отныне столкнётесь по всему миру, это не МЫ, а ОНИ». Американцы поняли. Чтобы не случилось короткого замыкания, Холодную войну запустили через железный изолятор СССР. С заменой СССР на Россию ничего в этом смысле не поменялось.

По теме: Как выглядит Маршал Сталин на фоне полковника Черчилля

Помощь каналу