Найти в Дзене
Нижегородский Мечтатель

Пьер Беарн – рыцарь-бастард, медведь и хождения во сне

Благодаря французским хроникам Жана Фруассара – автора эпохи Столетней войны, до наших дней дошло немало интересных историй. Порой некоторые имена и события, описанные у Фрауссара нигде более не встречаются. Одна из таких историй повествует о Пьере Беарнском – сводном брате Гастона III, графа Фуа.

В бытность пребывания при графском дворе, в землях, впоследствии вошедших в родовое наследство Генриха Наваррского (этот граф не был прямым предком Генриха IV, после его бездетной кончины данные значительные имения и перешли к младшей линии рода Фуа, чьим потомком был Наваррский) Жан Фруассар, в частности, отметил следующую историю.

В беседе с одним старым оруженосцем, служившем при дворе Гастона III, он спросил:

- Пьер Беарнский – сводный брат графа, незаконнорожденный сын его отца, судя по всему доблестный рыцарь. Я хотел бы знать - женат ли он и насколько богат?

- Да, он женат, но ни его жена, ни дети не живут рядом с ним…

- Как же так получилось?

- Я расскажу вам. Видите ли, в чем дело – водиться за этим рыцарем странные вещи. Иногда, посреди ночи он встает с кровати, надевает доспехи, берет меч и … сражается. Как будто в настоящем бою, но с невидимыми противниками – и в покоях, и выходя во двор. Наутро слуги, пажи и оруженосцы рассказывают ему об этом, но Пьер Беарн ничего не помнит и утверждает, что близкие лгут ему. Наконец додумались прятать доспехи и оружие, но грохот порой стоит адский, пока он их ищет. А иногда он забывается в поисках оружия и засыпает.

- Большое ли состояние у них с супругой?

- Как сказать… Земли у них есть, но доход с трех четвертей имений получает жена, оставляя мужу лишь четвертую часть.

Возможно так могла выглядеть Флоранс Арагонская
Возможно так могла выглядеть Флоранс Арагонская

- Но где живет жена сира Пьера?

- В Кастилии, при дворе своего двоюродного дяди, короля Энрике, которого как вы знаете, злые языки кличут Братоубийцей. Это госпожа Флоранс Арагонская, сеньора Бискайи по праву отца, который был убит своим кузеном, королем Кастилии Педро Жестоким. После гибели отца она с матерью и сестрой попала в плен, но им удалось скрыться. Первый раз она вышла замуж за Раймона де Ньора, но вскоре овдовела. При дворе нашего графа Гастона II, Флоранс нашла убежище и граф обручил ее со своим внебрачным сыном. Ну, а когда погиб сам Педро Жестокий она получила обратно земли отца – от мужа у нее есть сын Пьер и дочь Адрианна. Флоранс не оставила их с отцом, и дети живут с ней в Кастилии.

- Но как случилось, что у доброго рыцаря возникли такие фантазии? Вставать с кровати и драться с воображаемыми соперниками – все это очень странно.

- Разумеется с ним говорили о этом, но сир Пьер ничего не может сказать. Первый раз это произошло с рыцарем той ночью, перед которой он охотился однажды. В лесах Беарна его свита наткнулась на совершенно чудовищного медведя – тот поубивал всех собак и к нему боялись приблизиться. Сир Пьер обнажил свой меч и бросился в схватку – в жестоком бою он с трудом одолел зверя. Вернулся он в свой замок Лангедюдон, где ждала его Флоранс, захватив тушу медведя. Все только дивились его размерам, а вот госпожа как увидела, так и свалилась в обморок. Он заболела на несколько дней, а после сказала сиру Пьеру – позвольте, муж мой, отправиться в паломничество в Кампостеллу, взяв детей, иначе не излечится мне от своей болезни.

-3

Сир Пьер согласился, вот только Флоранс собрала драгоценности, и даже посуду – никто сразу и не понял, что она не собиралась возвращаться. Воспользовавшись случаем, она навестила короля Кастилии и его супругу, да так и осталась у них. Тут вот в чем дело, ходят слухи, что этот медведь не просто ее напугал. Говорят, вот что – отец Флоранс, Хуан однажды тоже охотился и гнал медведя и раздался вдруг голос посреди чащи, хотя Хуан никого не видел, кроме медведя – «Зачем ты преследуешь меня, ведь я не желаю тебе зла? Запомни – умрешь ты жалкой смертью!». Хуан бросил охоту, но… вскоре погиб, казненный Педро Жестоким без причины. Вот госпожа Флоранс и нашла здесь некое сходство, испугавшись при этом жить с мужем, да еще и с детьми. Не произошло бы с ним какого-либо несчастья. Я рассказал вам историю Пьера Беарна, что вы думаете об этом, мессир?

Господин Фруассар задумался и ответил:

- Если вспомнить истории о чудесах, которые мы знаем у древних авторов, то может быть дело вот в чем. Раньше боги и богини Эллады превращали мужчин в животных, а женщин в птиц. Что если этот медведь сеньора Хуана был рыцарем, охотящимся в Бискайском лесу. Он рассердил бога или богиню, и они превратили его в медведя, подобно Актеону.

- Актеон? Кто это мой добрый друг?

-4

- Согласно древним греческим авторам, это великий воин Эллады, любивший охоту больше всего. Однажды он гнал громадного оленя – его свита и собаки отстали, а Актеон все бежал по лесу. И вырвался он на открытое место, где в озерце купалась сама богиня Артемида со своими нимфами. В гневе за то, что он увидел ее обнаженной богиня превратила его в того, за кем он гнался – в оленя, которые как известно любят воду. (Что произошло с Актеоном дальше, Фруассар не упоминает в этом рассказе). Так же могло произойти и с этим медведем. Госпожа Флоранс могла что-то знать об этом, наверное, не стоит судить ее слишком строго.

На этом беседа Фруассара и старого оруженосца закончилась. Что стало с Пьером Беарнским далее, так же как с его женой и потомством, история не сохранила сведений. Известны лишь годы рождения Пьера и Флоранс – 1358-ой и примерно 1354-ый, соответственно.