Найти тему
12,1K подписчиков

"Милый Эп" - советская книга о подростках

1,1K прочитали

Для этой повести идеально бы подошел такой эпиграф:

Далекие, милые были!
Тот образ во мне не угас.
Мы все в эти годы любили,
Но мало любили нас.

Есенин

Но Михасенко посвятил ее своим друзьям.

Отзывы на "Милого Эпа" встречаются мне регулярно почему-то. Поэтому прямо-таки пришлось книгу прочитать. Михасенко в детстве мне не был знаком, а вот сыну я купила его "Тирлямов". Сюжет мне показался весьма воинственным и даже местами оригинальным. Дошла очередь и до "Эпа".

Многие читали ее в журнале "Юность" в начале 70-х. Мне попался в электронном виде тоже именно этот вариант.

Для этой повести идеально бы подошел такой эпиграф: Далекие, милые были! Тот образ во мне не угас. Мы все в эти годы любили, Но мало любили нас. Есенин Но Михасенко посвятил ее своим друзьям.

Интересно в нем то, что напечатали повесть с цензурой! Вырезаны все упоминания и рассуждения Эпа о Боге и церкви, а также сцена употребления крепких напитков на дне рождения. Эпоха застоя, что сказать. Зато 16-18 летние мамы цензоров не смутили.

О чем книга. О "почти 16-летнем" Аскольде Эпове и некотором отрезке его жизни. Однажды в мае... Выбор остаться ли в школе или уйти после 8-го, отношения с одноклассниками, родителями и учителями, первая любовь.

Для этой повести идеально бы подошел такой эпиграф: Далекие, милые были! Тот образ во мне не угас. Мы все в эти годы любили, Но мало любили нас. Есенин Но Михасенко посвятил ее своим друзьям.-2

В повести много верно подмеченных психологических моментов. Но вот эта "советскость" все здорово портит. Все эти анкетирования, желание слиться с коллективом, узнать каждую твою мысль, вздох и настроение - сейчас это дико. Жаргончик устарел безнадежно, конечно. Чувства все те же, но продираться ради нескольких удачных страниц сквозь будни соцреализма сейчас никто не будет.

В одной рецензии книгу сравнили с "Над пропастью во ржи". Я сначала прямо оторопела, а потом поняла аналогию и даже согласилась. Действительно, непонятые подростки во все времена и во всех странах переживают свои удивительные открытия в страшном одиночестве. Только для них персонально вдруг начинает рушиться мир и никто не понимает этой тихой трагедии.

В "Милом Эпе" все заканчивается вроде как благополучно. Но, думаю, с этой девочкой он долго не будет. А что за старорежимные у нее взгляды? Можно подумать читаешь 19 век. "Женщины все же хуже мужчин". Когда Эп робко предполагает равноправие, она прямо-таки с яростью кидается на него, доказывая, что "мужчина должен быть главным".

Для этой повести идеально бы подошел такой эпиграф: Далекие, милые были! Тот образ во мне не угас. Мы все в эти годы любили, Но мало любили нас. Есенин Но Михасенко посвятил ее своим друзьям.-3

Ну да, ей нравятся альфа-самцы. Из-за нее, видите ли, дерутся и она переживает, сможет ли хилый Эп... Жесть и каменный век, товарищи))) Какое-то стадо обезьян. Вот такие полны штаны романтики. А потом такие девочки, которую Эп "нежно" называется "Буллфинч" (снегирь, но мне все время представлялся бультерьер))) жалуются, что муж-деспот, тиран и диктатор.

Размышляет Эп и о родителях. В 15 лет он видит их по-новому. Оказывается, и учителя тоже люди. И даже едят (похожая тема была у Распутина). Да и ровесники все такие разные. Еще мне эта книга напомнила Медведева "Свадебный марш". В общем, полностью в духе своего времени.

Если вас интересует подростковая литература советского периода, пожалуй, вам будет интересно.

Понравилась статья? Ставьте лайки, подписывайтесь на канал. Здесь еще много интересного. Например:

Книга "Корабли Санди" Мухиной-Петринской. Во всем виноваты стиляги)

Десятка советских книг для подростков. Как они воспринимаются сейчас?

"Дикая собака динго" - жесткая повесть, где всех жалко

Перечитала во взрослом возрасте книгу "Тимур и его команда"