Найти тему
Сибирский гидрант

ТГУ на «спорте»: в Томске подготовят 15 тысяч киберспортсменов

Ректор ТГУ решил продвигать киберспорт в вузе, давайте подробнее разберемся, что имеется в виду и зачем нужна подобная деятельность.

В Томском государственном университете (ТГУ) решили приспособить олимпийский девиз «Лучше не победа, а участие» к современным веяниям моды. Ректор ТГУ Эдуард Галажинский заявил о своем желании продвигать киберспорт в вузе. В связи с чем ТГУ вошел в консорциум университетов, которые займутся развитием киберспорта.

«Наша логика не "киберспорт ради спорта", когда условно 300 человек занимаются профессионально, а остальные 15 тысяч – нет. Для меня, например, важнее, чтобы эти 15 тысяч занимались. Спортсменов тоже нужно поддерживать, но их зона – территория высоких достижений, и нельзя забывать о развитии всей системы. Нам нужно подтянуть именно всю систему», — оценил масштабы внедрения киберспорта Галажинский.
Ректор ТГУ Эдуард Галажинский, фото из открытых источников
Ректор ТГУ Эдуард Галажинский, фото из открытых источников

Последствия активных занятий таким «спортом» для успеваемости известны, «высокие достижения» в нем с учебой несовместимы. Сам ректор с такой позицией не согласен:

«В мире есть самые разные, зачастую противоположные мнения – от "это ведет к уходу от реальности" до "это развивает внимание, мышление, скорость реакции, когнитивные способности". Есть данные, что если по 40 минут в день играть, резко возрастает способность человека держать большее количество объектов во внимании – явное развитие когнитивных способностей».

Ректор вуза признался, что тезисы о пользе киберспорта представляют из себя «разрозненные данные», поэтому в вузе будет запущена большая «исследовательская программа», о содержательной части которой и велись переговоры с другими вузами.

Наверное у многих, кто узнал о такой инициативе, возникнет недоумение. Попробуем разобраться с чем это связано.

Нужно понимать, что спорт никогда не был оторван от государственной политики. Олимпийские игры в древности позволяли спортсменам продемонстрировать свою силу, ловкость, выносливость.

Бег гоплитов в тяжелом вооружении
Бег гоплитов в тяжелом вооружении

Данные качества были важны в эпоху зарождения Олимпийских игр, так как требовались для выживания древних полисов. Между городами того периода шло множество войн. Участие в них подготовленных бойцов давало воюющей стороне огромные преимущества.

Олимпийские игры того времени позволяли поддерживать в мирное время в воинах дух соревнования, который подталкивал больше практиковаться во владении оружием и развитии воинских качеств.

В СССР также большое внимание уделялось спорту и физической подготовке. Это было необходимо для поддержания здоровья граждан, которые в случае мобилизации должны были участвовать в военных действиях.

Но в СССР развивались не только классические виды спорта. Также было много кружков, которые должны были пробудить интерес к тем или иным видам деятельности, носивших стратегический характер. Детские кружки юного техника готовили будущих инженеров. В кружках авиамоделирования готовили будущих авиаконструкторов.

Кружок авиамоделирования в СССР, фото из открытых источников
Кружок авиамоделирования в СССР, фото из открытых источников

Даже на школьных уроках труда все было заточено под конкретные нужды общества. Мальчики учились деревообработке и могли в будущем стать столяром. А девочек учили пришивать заплатки и готовить. Согласитесь, что это также полезно в быту?

В связи с этим хочется спросить, зачем стране нужны 15 тыс. таких «спортсменов», а по-простому, заядлых геймеров? Будет ли от них в будущем какая-то ощутимая польза обществу? И вообще, к какому будущему готовится страна?

Скорее всего, власть в России не сможет внятно ответить на перечисленные вопросы. Но по характеру происходящего можно спрогнозировать, куда все будет развиваться.

Киберспортсмены у «снарядов», фото из открытых источников
Киберспортсмены у «снарядов», фото из открытых источников

Во-первых, обществу потребления проще всего скармливать развлечения, а не идею необходимости тяжелого труда. Вероятно, власть идет по пути наименьшего сопротивления, предлагая привлекать не к обучению техническим или гуманитарным специальностям, а к созданию развлекательного контента. Взять тех же стримеров, которые вполне профессионально играют в игры, зарабатывая на этом.

Во-вторых, в отличие от классических видов спорта, которые являются достояниями всего человечества, у «кибердисциплин» (компьютерных игр) есть свои владельцы. Кому принадлежит бокс или биатлон? А вот у Dota 2 или StarCraft есть определенные владельцы.

Мы видим, как бизнес приноравливается к российскому образованию, воспринимая его как неосвоенную сферу для «инвестиций». Складывается впечатление, что российские функционеры от образования озабочены не здоровьем и будущим молодежи, а продвижением чьих-то сомнительных интересов.

Как вы думаете, какие цели преследует Эдуард Галажинский, начав раскручивать тему киберспорта?

-6