Евангелие – удивительная и страшная книга. Она насквозь как рентгеном просвечивает все сокровенные чаяния людей.
Она зафиксировала жуткое постоянство людей в их требованиях.
В требованиях к Богу и в требованиях к Иисусу Христу. И даже когда Он уже висел на кресте – эти требования не изменились.
Уже у распятого и умирающего Сына Божьего люди требовали одного:
«Проходящие злословили Его, кивая головами своими и говоря: э! разрушающий храм и в три дня созидающий!
Спаси Себя Самого и сойди со креста.
Подобно и первосвященники с книжниками насмехаясь, говорили друг другу: других спасал, а Себя не может спасти!
Христос, «царь Израилев, пусть сойдет теперь с креста, чтобы мы видели, и уверуем. И распятые с Ним поносили Его». Мк. 15. 29-32.
Итак, все три типа описанных здесь людей требовали одного: «Сойди с креста!»
Что же это означало?
Означало простое – увидеть Мессию, Спасителя людей, «Царя Израилева» в образе умирающего на кресте Человека – было просто невозможно.
Это – нонсенс! Это абсурд! Этого не может быть, потому что не может быть никогда!
И никакие Его чудеса и знамения до распятия, даже исцеления больных и воскрешения мертвых, никакой роли тут уже не играли.
Распятый Христос, так и не сошедший с креста, так и умерший на нем – Христом и Мессией не может быть по определению:
«Ибо мы ждем Мессию победоносного, Мессию, освободителя от римлян, Мессию, стирающего в пыль своих врагов и врагов Израиля…
А вот если бы «этот Человек» после Своего распятия – взял и сошел с креста!.. Тогда – да!.. Все тут же изменилось. Мы тут же уверовали в него.
Тогда все стало бы понятно: взойти на крест, чтобы на глазах всех сойти с него – и посмеяться над своими распинателями. А потом стереть их в порошок!..»
Что ж – чаяния иудеев того времени не сбылись. Причем не сбылись до сих пор. Они до сих пор так и ждут своего победоносного мессию.
Но махать на них рукой и указывать насмешливо пальцем не стоит.
Если внимательно присмотреться – мы оказываемся точно так же в их положении.
Мы тоже не принимаем Мессию и по тем же самым мотивам.
Мы тоже вполне уподобляемся тем насмешникам, которые поносили Христа у Его креста. И ничего не изменилось за прошедшие две тысячи лет.
Давайте присмотримся.
Итак, «сойди с креста и спаси Себя Самого» - главное требование иудеев того времени и главное требование и условие уверования в Христа современных людей.
Ничего не изменилось.
Современным людям тоже нужен не Христос, распятый и истекающий кровью, а победоносный и стирающий в пыль своих врагов «Царь».
Именно такой Бог и Спаситель нам нужен для уверования.
Нам нужен Бог, который бы тут же делал чудеса по нашему первому требованию и тут же карал всех наших врагов.
Тогда – да!.. Мы бы тут же в него уверовали и пошли за ним.
А распятый и истекающий кровью за наши грехи… Гм?.. Нет, извините – это не для нас. Это глупость и абсурд! Какие наши грехи?.. Мы – обычные люди, и нету у нас никаких особенных грехов. А если и есть, то не стоит на них обращать внимание. Их надо просто простить и забыть. А вот наши враги – да!.. Это кровопийцы и монстры! Их надо карать тут же и стирать в порошок!.. Те же евреи, к примеру… Или американцы!.. Или чиновники-воры!.. Или бизнесмены-олигархи!.. Вот на кого надо обрушивать праведный Божий гнев!.. А мы что? Мы люди маленькие, и грешки у нас маленькие… Поэтому нам и нужен – настоящий всесильный Бог, в Которого мы бы сразу уверовали. А этот Распятый… Нет – это глупость. Это еврейская выдумка, чтобы дурачить мозги нам, чистым и доверчивым славянам…»
Ход подобных рассуждений можно продолжать и дальше, но суть понятна.
Что тогдашние проходящие мимо креста люди, что современные «проходящие» мимо Христа – насмехаются и куражатся над Ним, и как следствие - отвергают Его по одним и тем же мотивам.
Впрочем, еще один мотив показал один из распятых вместе со Христом разбойников. Вот что он сказал:
«Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: если Ты Христос, спаси Себя и нас». Лк. 23. 39.
Именно так – не столько Себя спаси, но и нас…
Вот он – еще один мотив отвержения. Многие же и сейчас чувствуют себя в положении «распятого разбойника».
Как же нам плохо! И заплаты-то у нас маленькие, и чиновники нас обкрадывают, и ближние заели… Чем не распятие?
И как нам нужен Бог, чтобы спасти нас!.. Да – Тот, который тут же придет и все разрулит по справедливости.
Но не приходит Он почему-то… Не приходит – и все! А как был бы нужен!..
Но раз не приходит – ату его!.. Меня так надо спасать, а Он не спасает!.. Все – тем хуже для Него! Не буду в Него верить. Никакой это не Бог!..
М-да!.. Нам бы прислушаться к словам второго разбойника:
«И мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли…» Лк. 23.41.
Но разве мы будем прислушиваться?
Как справедливо – ничего не справедливо! Я ничего плохого не сделал… Да – а меня распинают все, кому не лень…
В общем, на этом можно остановиться.
Ничего не изменилось за две тысячи лет. И люди не изменились тоже.
И проходящие мимо Христа, и насмехающиеся над Ним у Его креста и даже распятые рядом с Ним – те же…
Они и сейчас говорят Христу: «Сойди с креста и уверуем в Тебя».
Только как тогда Он не сошел, так и не сойдет сейчас.
Сейчас Он уже сойдет с неба, чтобы судить всех Своих насмешников и пренебрегателей.