О Жанне Маммен заговорили в 1971 году, когда немецкой художнице исполнилось 81 год. В этом году в Штутгарте и Гамбурге были проведены две выставки её ранних работ, созданных в межвоенное время - в 1920-е-1930-е годы. Такой всплеск интереса был вполне объясним общим интересом к стилю ар деко и его "второму рождению" в 1970-е годы.
Маммен родилась в 1890 году в Берлине, получила прекрасное художественное образование не только в парижской Академии Джулиана, но и брюссельской Королевской академии изящных искусств. Свобода Парижа давала силы и обещала яркий старт.
Во время Первой мировой войны семья Маммен была вынуждена покинуть Францию. Жанна вернулась на родину, в Берлин, где, в итоге, нашла свой "гений места" - поселилась в квартире-студии на Курфюрстендамм, 29, где прожила всю свою жизнь - шесть десятков лет - до 1976 года. Именно там находится до сих пор находится одноименный музей-квартира.
Художественный путь Маммен характерен для XX века - от символизма и абстракционизма до кубизма, ар деко и ар брюта. В 1920-е Жанна, как многие её современные художники, работала как рекламный художник, создавая обложки журналов, плакаты для кинофильмов, карикатуры для модных немецких журналов Jugend, Ulk, Simplicissimus.
Надо ли говорить, что три этих немецких издания не просто очень успешные и известные, но имеющие свою позицию. На страницах частенько публиковали карикатуры и на модный бомонд, и на политические элиты. Именно в это время Жанна стала известна своими иллюстрациями, показывающие городскую жизнь Берлина.
В фокусе внимания Маммен - женские образы. Самые разные. Светские львицы, продавщицы, студентки, уличные певицы, проститутки... Лёгкий росчерк карандаша, усиленный яркой гуашью или оттенённый нежной акварелью показывает изнанку и высшего света, и пролетарских баров.
Работоспособность молодой художницы была вознаграждена. В 1930 году состоялась большая выставка в пафосной галерее Фрица Гурлитта. Печать успеха, казалось, была поставлена в паспорте жизни.
Политический климат в Веймарской республике изменился. "Коричневая чума" разъедала общество, и искусство, в котором было место для иронии и свободы эксперимента, получило клеймо "дегенеративное искусство". Это стало началом внутренней эмиграции Жанны Маммен, вызванной несогласием с господствующей идеологией национал-социалистов. Художница осуществляет резкую смену стиля.
8 декабря в 19-00 состоится мой вебинар "Живопись и графика ар деко". На грани искусства и рекламы". Стоимость билета на лекцию (запись вебинара активна 2 недели после проведения лекции) - 500 рублей. Купить билет можно по ссылке!
Подписаться на тематический канал "Ар Деко легендарный", посвященный художественному стилю ар деко, - на этой странице!
Если вам понравилась публикация, поделитесь. пожалуйста своим впечатлением. Для автора - это важно!