27 октября 1984 года открыта Байкало-Амурская магистраль, проходящая по районам Сибири и Дальнего Востока, одна из крупнейших железных дорог мира.
Ее протяженность составляет – 4324 км, большая часть приходится на зону вечной мерзлоты.
Железная дорога проложена через 7 крупных горных хребтов, Муруринский перевал – 1323 м. – ее наивысшая точка. Она пересекает 11 крупных рек и более 3500 водотоков и на магистрали построено более 2230 мостов.
Проект строительства тихоокеанской дороги обсуждался еще в 19 веке. Первая экспедиция в 1889 году прошла почти 1000 км от Усть-Кута до р.Муи, но в результате
они пришли к выводу, что строительство трассы невозможно.
Однако, экономические интересы страны требовали ее строительства и в 1926 году сделали первые топографические работы.
БАМ стал одной из самых дорогих инфраструктурных строек страны, его строительство растянулось на долгие годы в связи со сложными климатическими условиями, а Северомуйский тоннель – самый длинный в России (15 343 м) - введен в эксплуатацию только в 2003 году (Республика Бурятия).
БАМ вдохновил многих творческих людей на создание своих произведений: книг, фильмов, песен.
Проводился ежегодный музыкальный фестиваль «Огни магистрали».
«Мы создали БАМ, а БАМ создал нас» - это один из лозунгов строителей БАМа. Здесь зарождалась крепкая дружба, взаимовыручка и любовь. Только в г.Тында в год регистрировалось более 600 браков.
"Где тропиночка узкая
Уходила в таежную даль,
Там Байкало-Амурская
Растет магистраль.
Знаем, что трудностей много,
Но мы с пути не свернем.
Здесь вырастает не только дорога,
Здесь мы и сами растем!"
(П.Градов, А.Новиков. Байкало-Амурская)
С 2010 года ведутся работы по модернизации дороги. Разработана «Стратегия -2030», в которой предусмотрена специализация БАМа для пропуска тяжеловесных
поездов, рост грузопотоков и строительство дополнительных 7000 км.
В 2019 году приступили к строительству второго Северомуйского тоннеля.
Если понравилась заметка, то ставьте лайк☺️