В настоящее время франшиза «Гарри Поттер» вращается вокруг выхода спин-оффов, посвящённых Геллерту Гриндевальду, а именно тёмным вещам, которые он замышлял. В противовес ему всегда ставился Альбус Дамблдор, добрый, пусть и немного эксцентричный волшебник, который всегда считался маяком добра и символом надежды. Или, всё далеко не так очевидно?
На самом деле секреты и планы Дамблдора затронули многих людей, и директор, осознанно или нет, сделал жизни многих людей хуже. Давайте вспомним некоторые ситуации, когда планы великого волшебника доходили слишком далеко.
Приятного чтения!
Порабощение маглов
Когда Дамблдор встречает Гриндевальда, между ними быстро завязывается дружба. Их общий интерес к Дарам, а также стремление Альбуса раскрыть истинный магический потенциал, заставляют Дамблдора поддержать планы Гриндевальда по порабощению маглов. Он пытается убедить себя, что так будет во благо, и, если бы не обстоятельства, изменившие его мнения, всё могло бы сложиться совсем по-другому. Сам факт, что добрый, каким его считают, волшебник, строил подобные планы, не очень его красит.
С самого начала считал Тома Реддла злом
Тупиковая ситуация с Гриндевальдом продолжалась долго, но в это время Альбус преподавал в Хогвартсе. В частности, он прибыл в приют, в котором жил Том Реддл. Матрона сразу настроила его против мальчика, сказав, что тот ворует и пугает других детей. Во время разговора Альбус «поджигает» шкаф Тома, желая показать, что магией злоупотреблять нельзя.
В чём же дело? Проблема в том, что Реддл был проблемным ребёнком, который жил в магловском мире во время Второй мировой. Да, его поведение было мрачным и жёстким, но таким его сделало в том числе окружение. Если бы к нему отнеслись с теплотой и любовью, он, возможно, не стал бы таким злым. Хотя существует предположение, что Реддл в принципе неспособен любить из-за использования матери любовного напитка на отце, это плохо вяжется с простой логикой.
Закрывал глаза на происходящее в Хогвартсе
Система факультетов в Хогвартсе поощряет разделение между учениками. Например, между Гриффиндором и Слизерином существует давнее соперничество, однако, другие факультеты ничем не лучше. Давайте отмотаем историю назад и вспомним, как Мародёры не давали спокойной жизни Северусу Снейпу. Дело дошло до того, что Сириус Блэк едва не поставил точку в существовании будущего профессора зельеварения.
Идём дальше. Гарри Поттер на протяжении нескольких лет был объектом насмешек и недоверия – сперва когда его сочли наследником Слизерина, затем когда его против воли включили в Турнир Трёх Волшебников, а после на пятом курсе, когда Волдеморт вернулся, а Министерство пытается это скрывать. Кто-то из профессоров помог Гарри? Может быть, директор? Нет. Единственным, кто заступился, был Аластор Грюм, который, вот ирония, был замаскированным Пожирателем.
Очевидно, что Дамблдор не мог не видеть и не знать про это. Следовательно, он не вмешивался специально.
Оставил ребёнка на пороге
Так как у Гарри не было других родственников, Дамблдор решил оставить мальчика к Дурслям, к его родной тёте (это решение, а если точнее бездействие директора мы обсудим в следующем пункте).
Давайте вспомним, в какой день это случилось. 31 октября, самый разгар осени. Разумно ли оставлять маленького мальчика на крыльце дома? А если бы его нашли под утро? Я правильно понимаю, что Дамблдору даже в голову не пришло, что мальчик мог простыть? По сути, Гарри подбросили как котёнка. Браво, директор.
Ничего не сделал для того, чтобы облегчить жизнь Гарри
После того, как Гарри подкинули Дурслям, Петунья и её семья стали использовать мальчика как домового эльфа. Серьёзно, его почти не кормили, толком не одевали, оказывали психологическое давление и распускали руки.
Где Гарри спал до 11 лет? В чулане под лестницей. Перед вторым курсом Гарри заперли в комнате и кормили сквозь кошачью заслонку, словно он какое-то животное. Где был добродушный профессор Дамблдор, который принял решение отдать мальчика в эту семью? Ни за что не поверю в то, что он ничего не знал, следовательно он, имея какой-то план, не вмешивался специально.
Не помог Сириусу Блэку
На протяжении многих лет волшебный мир думал, что предателем Поттеров был именно Сириус Блэк. На самом деле, по нему даже не проводили расследование – его просто бросили в Азкабан.
Даже если Альбус верил в то, что Блэк виновен, он ничего не сделал для того, чтобы восстановить справедливость.
Регулярно подкидывал испытания для Гарри
На протяжении всех лет обучения Гарри в Хогвартсе Альбус пытался сделать из него идеальное орудие для борьбы с тёмными силами. Существует «Большая Игра профессора Дамблдора» – теория, которая утверждает, что все случившиеся события были подстроены директором, и их цель – постепенно закалить Гарри.
Например, полоса препятствий в «Философском камне», которую смогли пройти первокурсники. Или разгуливающий по замку василиск, которого директор, при всей его силе и наличии в замке живых портретов, не смог обнаружить. Именно Гарри должен был освободить Сириуса, хотя Альбус мог сделать это с меньшими усилиями.
Поручил охоту за крестражами трём студентам
Так как Дамблдор не был до конца открыт с Гарри, после окончания шестой книги троицу друзей пришлось взять всё в свои руки. Да, формально директор не поручал ребятам искать крестражи, но он, введя в игру Гарри, навязал тому миссию найти их и уничтожить.
При всём при этом он не ввёл в курс дела никого из более опытных волшебников, которые могли бы помочь в поисках если бы не делом, то мудрым советом или наблюдением.
Он полагался на маловероятные обстоятельства, которые могли бы не произойти
В последней книге открывается вещь, которая сильно очерняет образ благородного волшебника. Понятно, что волшебный мир стоит намного дороже одного мальчика. Жёстким и мрачным выглядит его решение превратить Гарри в «свинью», которую в определённый момент забьют. Дамблдор закрывал глаза на всё происходящее с Гарри и делал из него героя лишь для того, чтобы в определённый момент он пожертвовал собой.
Однако, этот метод легко мог пойти не по плану. Например, Волдеморт мог обо всём догадаться, или же Гарри просто не вернулся после применённой к нему «Авада Кедавры». Планы Дамблдора зависели от множества маловероятных обстоятельств, и настоящее чудо, что все они сработали как надо.