Найти тему
"Хомо люденс"

Де Брильи из «Гардемаринов»: настолько ли отрицательным героем он был

Француза да Брильи в исполнении Михаила Боярского в фильмах о гардемаринах мы привыкли считать коварным, недобрым, нездорово честолюбивым и вообще насквозь отрицательным персонажем.

Но давайте отойдем от стереотипов. Если вдуматься и вчувствоваться в этот образ – таким ли уж негативным он на поверку выходит?

Начнем разбивать стереотипы уже с возраста нашего француза.

Если кто-то считает, будто шевалье приближается к пожилому статусу, то мы его огорошим: ему всего 30 лет с небольшим.

Начало 1-го фильма о гардемаринах повествует о 1742 г.
Подданный же Франции с полным именем Серж-Бенжамен-Луи-Жермен-Симон де Брильи родился в 1709 г.

Это самый золотой возраст:

  • с одной стороны, человек уже многое успел сделать, накопил опыт, наработал связи и проч.;
  • с другой стороны, человек еще довольно молод и открыт многому.

Добавим к этому, что наш француз имеет довольно значимый, как бы сказали сейчас, бэкграунд. А именно – он:

  • является потомственным дворянином, причем из знатного (правда, обнищавшего – но не по вине нашего персонажа) рода;
  • является шевалье (это младший дворянский титул);
  • окончил Королевскую академию, причем блестяще;
  • стал дипломатом и по своим заслугам был направлен с французской миссией в Россию;
  • в России общается с самыми влиятельными политиками.

Безусловным знаком «минус» можно оценить этого дипломата за его нелюбовь к нашей стране. Мол, «чем тут они занимаются в банях? моютcя 3 раза в неделю? не смешите» и вообще всё это «болото».

Но давайте вспомним: при каких обстоятельствах он произносит такие слова?

А говорит он их после того, как его разными интригами и хитроумными поручениями насильно удерживают в России.

Таким образом, критика де Брильи нашей страны может быть не более чем пустыми словами, сказанными сгоряча. На самом деле он мог так не думать. Вспомните: начало своей миссии он ведь воспринимал как веселую прогулку.

Уж эти сложности политики самой разной... Кадр из фильма «Гардемарины, вперед!»
Уж эти сложности политики самой разной... Кадр из фильма «Гардемарины, вперед!»

Шевалье, как уже сказано, довольно молод, он хочет жить – а его запирают в домике на болотах. И его собираются наказать, хотя он так отменно выполняет поручения своего начальства.

Да, возможно, эти поручения идут вразрез с поручениями, данными гардемаринам. Но:

1) каждый защищает собственную страну и пытается принести пользу своей державе. Разве можно винить француза за то, что он отстаивает интересы Франции? Гардемаринам ведь мы не отказываем в праве защищать Россию;

2) историки уже с момента премьеры фильма критиковали его авторов – Нину Соротокину, Юрия Нагибина и (особенно) Светлану Дружинину – за искажение фактов.

Например, вице-канцлер Алексей Бестужев, вокруг архива которого крутились основные интриги по сюжету, был совсем не таким, каким он показан в кино.

В фильме он говорит, что служит «прежде всего России, а потом уж самому себе». Но на поверку этот политик выходит ловким и не всегда принципиальным. Да и наших гардемаринов он порой использует для своей выгодны и в ущерб их безопасности.

Но вернемся к де Брильи. Одним из самых важных положительных его качеств является его умение любить.

Причем это не поверхностная эмоция, но глубокое чувство. Ведь ради Анастасии Ягужинской он жертвует собой много раз, начиная уже с момента их знакомства – когда он, презрев все условности и риски, предлагает ей сбежать из-под ареста.

Я ни в коем случае не хочу сказать тут, что Анастасии надо было бросить гардемарина Александра Белова и остаться с дипломатом де Брильи. Все же любовь – это самое главное, ее не заменить ничем.

Но я лишь хочу натолкнуть вас на мысль, что отверженный ею шевалье – не такой уж отрицательный персонаж.

Да, от него время от времени достаются уколы шпагой всем нашим гардемаринам. А гардемарины – что, разве не награждают его тем же? И далеко не всегда они защищаются от француза, порой они сами на него нападают.

К тому же, простите, но Анастасия во многом сама виновата в том, что де Брильи кажется со стороны отрицательным:

  • она сама лично соглашается уехать с ним Париж, никто ее не принуждает;
  • с шевалье она общается все это время весьма запросто... вон сразу начинает называть его Сережей, хотя он представляется ей своим длинным полным именем;
  • да и вообще юная дворянка раздает ему сплошные авансы. Например, ходит перед ним в шикарных платьях. Хотя в домике на болоте в одиночку с человеком, с которым она совсем недавно познакомилась, можно было бы одеться и попроще, и поскромнее;
  • напрямую использует француза для своих личных целей, не считаясь ни с его карьерой, ни с его честью. А ведь в те годы не только для российского, но и для французского дворянства понятие чести было ключевым.

И что говорит наш шевалье, когда Анастасия признается в собственноручной краже у него важнейших документов (причем ради нее же самой французом и оберегаемых)?

Ах, этот последний русский!.. Кадр из фильма «Гардемарины, вперед!»
Ах, этот последний русский!.. Кадр из фильма «Гардемарины, вперед!»

Большинство других мужчин бы после этого минимум – поссорились бы с ней, максимум – бросили бы ее одну выпутываться из всех ее злоключений.

А наш «отрицательный герой» только горько произносит: «Звезда моя»… Ну, погорячился слегка – но, позвольте, кто бы остался на 100% спокойным после такого? Разве что финн, но никак не француз. Да и не русский.

Ах, «звезда», остается лишь пожалеть (не)твоего Сержа…

П. с. А для еще одного разбивания стереотипов относительно других кино-французов читайте любопытные посты «Мы считаем д’Артаньяна милым и романтичным, а он был жадным и недобрым», а также «"Поел на экю – погулял на мильён": как кардинал в XVII в. так умудрился».

#кино #история #культура #франция #Европа #психология