Француза да Брильи в исполнении Михаила Боярского в фильмах о гардемаринах мы привыкли считать коварным, недобрым, нездорово честолюбивым и вообще насквозь отрицательным персонажем.
Но давайте отойдем от стереотипов. Если вдуматься и вчувствоваться в этот образ – таким ли уж негативным он на поверку выходит?
Начнем разбивать стереотипы уже с возраста нашего француза.
Если кто-то считает, будто шевалье приближается к пожилому статусу, то мы его огорошим: ему всего 30 лет с небольшим.
Начало 1-го фильма о гардемаринах повествует о 1742 г.
Подданный же Франции с полным именем Серж-Бенжамен-Луи-Жермен-Симон де Брильи родился в 1709 г.
Это самый золотой возраст:
- с одной стороны, человек уже многое успел сделать, накопил опыт, наработал связи и проч.;
- с другой стороны, человек еще довольно молод и открыт многому.
Добавим к этому, что наш француз имеет довольно значимый, как бы сказали сейчас, бэкграунд. А именно – он:
- является потомственным дворянином, причем из знатного (правда, обнищавшего – но не по вине нашего персонажа) рода;
- является шевалье (это младший дворянский титул);
- окончил Королевскую академию, причем блестяще;
- стал дипломатом и по своим заслугам был направлен с французской миссией в Россию;
- в России общается с самыми влиятельными политиками.
Безусловным знаком «минус» можно оценить этого дипломата за его нелюбовь к нашей стране. Мол, «чем тут они занимаются в банях? моютcя 3 раза в неделю? не смешите» и вообще всё это «болото».
Но давайте вспомним: при каких обстоятельствах он произносит такие слова?
А говорит он их после того, как его разными интригами и хитроумными поручениями насильно удерживают в России.
Таким образом, критика де Брильи нашей страны может быть не более чем пустыми словами, сказанными сгоряча. На самом деле он мог так не думать. Вспомните: начало своей миссии он ведь воспринимал как веселую прогулку.
Шевалье, как уже сказано, довольно молод, он хочет жить – а его запирают в домике на болотах. И его собираются наказать, хотя он так отменно выполняет поручения своего начальства.
Да, возможно, эти поручения идут вразрез с поручениями, данными гардемаринам. Но:
1) каждый защищает собственную страну и пытается принести пользу своей державе. Разве можно винить француза за то, что он отстаивает интересы Франции? Гардемаринам ведь мы не отказываем в праве защищать Россию;
2) историки уже с момента премьеры фильма критиковали его авторов – Нину Соротокину, Юрия Нагибина и (особенно) Светлану Дружинину – за искажение фактов.
Например, вице-канцлер Алексей Бестужев, вокруг архива которого крутились основные интриги по сюжету, был совсем не таким, каким он показан в кино.
В фильме он говорит, что служит «прежде всего России, а потом уж самому себе». Но на поверку этот политик выходит ловким и не всегда принципиальным. Да и наших гардемаринов он порой использует для своей выгодны и в ущерб их безопасности.
Но вернемся к де Брильи. Одним из самых важных положительных его качеств является его умение любить.
Причем это не поверхностная эмоция, но глубокое чувство. Ведь ради Анастасии Ягужинской он жертвует собой много раз, начиная уже с момента их знакомства – когда он, презрев все условности и риски, предлагает ей сбежать из-под ареста.
Я ни в коем случае не хочу сказать тут, что Анастасии надо было бросить гардемарина Александра Белова и остаться с дипломатом де Брильи. Все же любовь – это самое главное, ее не заменить ничем.
Но я лишь хочу натолкнуть вас на мысль, что отверженный ею шевалье – не такой уж отрицательный персонаж.
Да, от него время от времени достаются уколы шпагой всем нашим гардемаринам. А гардемарины – что, разве не награждают его тем же? И далеко не всегда они защищаются от француза, порой они сами на него нападают.
К тому же, простите, но Анастасия во многом сама виновата в том, что де Брильи кажется со стороны отрицательным:
- она сама лично соглашается уехать с ним Париж, никто ее не принуждает;
- с шевалье она общается все это время весьма запросто... вон сразу начинает называть его Сережей, хотя он представляется ей своим длинным полным именем;
- да и вообще юная дворянка раздает ему сплошные авансы. Например, ходит перед ним в шикарных платьях. Хотя в домике на болоте в одиночку с человеком, с которым она совсем недавно познакомилась, можно было бы одеться и попроще, и поскромнее;
- напрямую использует француза для своих личных целей, не считаясь ни с его карьерой, ни с его честью. А ведь в те годы не только для российского, но и для французского дворянства понятие чести было ключевым.
И что говорит наш шевалье, когда Анастасия признается в собственноручной краже у него важнейших документов (причем ради нее же самой французом и оберегаемых)?
Большинство других мужчин бы после этого минимум – поссорились бы с ней, максимум – бросили бы ее одну выпутываться из всех ее злоключений.
А наш «отрицательный герой» только горько произносит: «Звезда моя»… Ну, погорячился слегка – но, позвольте, кто бы остался на 100% спокойным после такого? Разве что финн, но никак не француз. Да и не русский.
Ах, «звезда», остается лишь пожалеть (не)твоего Сержа…
П. с. А для еще одного разбивания стереотипов относительно других кино-французов читайте любопытные посты «Мы считаем д’Артаньяна милым и романтичным, а он был жадным и недобрым», а также «"Поел на экю – погулял на мильён": как кардинал в XVII в. так умудрился».
#кино #история #культура #франция #Европа #психология