Найти в Дзене
Тест Опросыч

«Поел на экю – погулял на мильён»: как кардинал в XVII в. так умудрился

Помните, в советском фильме «Д’Артаньян и три мушкетера» в салоне кардинала Рошфор с Миледи исполняли шуточные народные куплеты, оказавшиеся довольно пикантными? Это которые с припевом: «Ли-лон ли-ла…»

Так вот героиня этой песни госпожа д'Эгильон, с которой Ришелье якобы ел бульон, была реальным лицом. И воспетая встреча с нею кардинала тоже имела место быть. И это в то время, как Его Высокопреосвященство ни в коей мере не мог иметь таких встреч из-за своего сана.

Мы продолжаем серию психологических портретов кино-, литературных и исторических персонажей, которые мы время от времени описываем на моем Дзен-канале.

Был еще 1 забавный момент в куплетах, который советскому зрителю так и остался непонятным. Это когда поющий Рошфор вдруг смущенно умолк на строчке: «Повезло и…», а потом, явно пропустив какое-то словцо, продолжал: «…откопать шампиньон».

Кадр из советского фильма «Д’Артаньян и три мушкетера»
Кадр из советского фильма «Д’Артаньян и три мушкетера»

Я лично всегда думала, что он тут пропустил какое-то слово не самое, пардон, приличное. А оказывается, он просто постеснялся назвать животное, которое издавна помогает разыскивать в лесах шампиньоны и трюфели: xpюшкy.

Впрочем, возможно, здесь был тонкий народный юмор: намек не на животное, а на женщину – героиню песни.

Итак, что это была за госпожа д'Эгильон, с которой кардинал «ел бульон» – судя по всему, приправленный грибами? И отчего же Ришелье пришлось так серьезно потратиться: «Поел на экю – погулял на мильён»?

Звали ее Мария-Магдалена де Виньеро дю Плесси. Она была знатной дамой. И, если верить кисти художника, Мария была женщиной, мягко говоря, на любителя. Впрочем, стоит ли доверять малоизвестному художнику того времени?.. Может, он, как нынешние парикмахеры, «ее так видел»?..

Парадный портрет. Изображение взято из Яндекс-подборок
Парадный портрет. Изображение взято из Яндекс-подборок

Несмотря на внешность, она вышла замуж рано даже по тем временам: в 16 лет. Причем муж ее Антуан де Бовуар дю Рюр де Гримуар был не только потомственным маркизом, но и удачливым военным.

Правда, семейная жизнь у них как-то не складывалась. Детей не было, близости между Марией и Антуаном – судя по всему, тоже.

И вообще такой удачливый в карьере супруг внезапно взял и cкoнчaлся спустя всего полтора года после женитьбы. И подвела его как раз военная служба: он участвовал в осады Монпелье, где и пaл.

Это событие не только не огорчило юную жену, но и сделало ее свободной – и в то же время оставило ее богатой.

Правда, как большинство женщин того времени, она, конечно, произнесла строгую клятву больше замуж не выходить и вообще удалиться в монастырь. И в знак «скрепления» этой клятвы обратилась к своему дядюшке за духовной поддержкой.

А дядюшкой ее оказался как раз наш Ришелье. Он был родным братом матушки вдовы Марии.

Ходили слухи, что кардинал племянницу от пострига отговорил. И… оставил ее при себе. Видимо, пообещал ей и в мирской жизни «райское блаженство», как гвардейцам из нашего кино.

Она даже стала жить в его дворце.

Неизвестно, как там и что там было у кардинала:

  • с самой Марией. Все-таки она была его племянницей, причем родной;
  • Анной Австрийской, в которую, если верить Александру Дюма, кардинал был влюблен. Но в промежутках между общением с королевой Его Высокопреосвященство особо не скучал в одиночестве.
Кадр из советского фильма «Д’Артаньян и три мушкетера»
Кадр из советского фильма «Д’Артаньян и три мушкетера»

А «мильён» наше высшее (после папы римского) духовное лицо умудрилось потратить на подарки Марии. И это было одной из причин, почему народная молва сочиняла о них шутливые песенки.

Одним из самых дорогих подарков был герцогский титул.

Помните, Миледи выпрашивала у кардинала титул, который она «могла бы передать по наследству»? И Ришелье удивился, что у такой женщины, как Миледи, было «кому передать титул по наследству».

Так вот нашей Марии, видимо, тоже было кому передать титул, который он для нее в 1638 г. восстановил и выкупил.

Но о детях ее официально нигде не говорится. Это позволяет догадываться об их отце...

Официально же племянница спустя уже много лет, в 1674 г., утвердила порядок наследования своего имущества, отдав его на сей раз собственной племяннице. Также Мария завещала, что, если у этой наследницы не будет детей, то герцогский титул должен перейти маркизу де Ришелье и его законным наследникам мужского пола.

Кроме того, есть сведения, что наша герцогиня умудрилась потратить большую часть состояния кардинала на благотворительность.

Так что из общих трат «мильён» вполне мог сложиться…

Ну, а что с бульоном?

Бульоны в те времена мужчины ели, чтобы поддерживать свои силы.

Ведь наш герцог Арман Жан дю Плесси, попросту – Ришелье – родился в 1585 г., а его племянница герцогиня Эгильонская – в 1604 г. То есть разница между ними была в 19 лет. В общем, при такой разнице есть смысл поддерживать силы…

Конкретно же шампиньоны в ту пору вошли в моду во Франции. Поговаривали, что даже Его Высокопреосвященство не обошел стороной это увлечение и лично выращивал грибы в своем подвале.

Сами куплеты из фильма Георгия Юнгвальда-Хилькевича были придуманы, увы, не во Франции времен Д’Артаньяна. Но они повторяли слухи, бродившие в Париже тех лет.

А спели эти куплеты в советском фильме Борис Клюев (сыгравший Рошфора) и Елена Дриацкая (чей вокал можно услышать еще во многих отечественных картинах, например в «Труффальдино из Бергамо» и «Собаке на сене»).

Еще об одной любопытной исторической фишке из описанного времени читайте пост «Что это были за 1-я и 2-я части Марлезонского балета в "Д’Артаньяне и трех мушкетерах"?».