Найти тему
Мяч!Медиа

Чего хотят НКО: упростить отчетность и налоговые льготы для доноров

Оглавление

В России более 130 000 некоммерческих организаций, которые ежедневно помогают тем, кто в этом нуждается. Этим объединениям тоже нужна поддержка. Мяч!Медиа узнает, какие три решения помогут НКО развиваться стремительнее. Отвечает директор по развитию благотворительного фонда «Весна» Анна Овсянникова.

Их московская организация создана для развития в России помощи людям с тяжелыми двигательными проблемами, которые приводят к потере независимости и самостоятельности в повседневной жизни.

Упростить отчетность

Сейчас любой фонд в России сталкивается с необходимостью регулярно проходить довольно сложную финансовую и иную отчетность: Минюст, налоговая, плюс — обязательные финансовые и содержательные отчеты перед донорами и грантодающими организациями. Все это ложится на плечи руководства фонда и бухгалтера, более крупные фонды берут отдельных сотрудников на работу с отчетностью.

«Разумеется, работа НКО должна быть прозрачна, но дифференциация отчетности в зависимости от оборота организации могла бы существенно помочь, особенно небольшим и начинающим некоммерческим организациям, сосредоточиться на сути своей деятельности и не погрязнуть в бюрократических сложностях», — полагает Овсянникова.

Так, в США организации, чей оборот не превышает 250 000 долларов, просто заполняют несложную форму для налоговой, фонды с оборотом от 250 000 до 500 000 долларов сдают простой отчет и проходят аудит, и только те, чей оборот свыше 500 000 долларов, сдают полноценную отчетность. Она рассказывает, что в России сейчас любой благотворительный фонд с оборотом от 3 млн руб. вынужден тратить ежегодно десятки тысяч рублей на прохождение аудита.

Налоговые льготы

По мнению Овсянниковой, они должны быть не только у бизнеса (чего сейчас, к сожалению, нет в России), но и для обычных людей — частных налогоплательщиков. Сейчас у граждан есть возможность вернуть налоговый вычет за благотворительность, но далеко не все об этом знают и могут справиться с такой процедурой. Необходима максимально простая и понятная схема, которая подтолкнет обычного человека участвовать в благотворительности.

Развитие института реабилитации

В России до сих пор не утверждены профессиональные стандарты ключевых специалистов по реабилитации — физических терапевтов и эрготерапевтов. Эти специальности существуют в мире уже 100 лет, но в нашей стране официально их нет.

«Из-за отсутствия профстандартов высшие учебные заведения не обучают таких специалистов. У нас по-прежнему реабилитацией занимаются инструкторы ЛФК и АДК, но этого недостаточно», — обращает внимание директор по развитию БФ «Весна».

Физический терапевт — это совсем иные компетенции, возможность индивидуально работать с разными двигательными проблемами разных пациентов, а значит, добиваться совсем иных результатов. Но сегодня отсутствие профстандартов очень сильно тормозит развитие всей сферы реабилитации в нашей стране.

Вся реабилитация должна строиться не от диагноза человека, а от тех двигательных нарушений, которые мешают человеку жить и работать. Цель реабилитации — не закрепить за человеком, как за инвалидом, некие льготы и преимущества в посещении санаториев и реабилитационных стационаров, а максимально восстанавливать или поддерживать его физические и коммуникационные навыки, которые помогут ему оставаться активным гражданином, работником, налогоплательщиком в конце концов.

«Для этого важно утвердить понятие медицинской реабилитации как направления, воздействующего не на болезнь, а на жизнедеятельность человека. В частности, нужно легализовать в России Международную классификацию функционирования, на которой настаивает Всемирная организация здравоохранения. Таким образом, акцент сместится на качество жизни пациента», — объясняет эксперт.