Москва. В сознании большинства людей она ассоциируется с чем-то незыблемым, неизменным в веках, а главным оплотом постоянства является Красная площадь. Да простят нас москвичи и другие люди, лучше нас знакомые с историей и архитектурой, но возможно очевидные для вас вещи являются настоящим открытием для нас и надеемся будут интересны некоторым нашим читателям.
Об одном подобном открытии мы уже успели рассказать, о путешествиях памятника Минину и Пожарскому (ссылка в конце статьи). Сейчас мы хотим занять ваше внимание Воскресенскими воротами, одним из шедевров архитектурного ансамбля Красной площади, знакомой, как нам казалось, в мельчайших подробностях. Подвигло же на это нас одна из программ на телевидении, посвящённая Великой Отечественной войне, точнее параду 7 ноября 1941 года и нестыковка в картинках. Но начнём по порядку.
Первоначально Воскресенские ворота, точнее непроезжая башня, были построены одновременно со стенами Китай-города в период с 1533 по 1538 год по настоянию Елены Глинской мамы Ивана Грозного. Собственно это обстоятельство, недостаточная пропускная способность, доступ только пешеходам, оказало на судьбу ворот существенное значение.
Уже в 1680 году ворота были перестроены и сделаны проездными для всех жителей. А со времён Петра I, утратившие какие-либо оборонные функции, Воскресенские ворота стали использоваться как триумфальные, через них на Красную площадь выходили торжественные процессии. Это собственно к тому, что тенденции, приведшие к сносу ворот, да собственно и всех укреплений Китай-города в 30-е годы XX века, имели вполне исторический контекст, а не являлись извращённым злодейством большевиков. Но вернёмся к Воскресенским воротам.
Кстати, за время своего существования они назывались "Неглиненские" (так как были построены на берегу реки Неглинной), "Львиными" (возле ворот стояла клетка со львами, подаренными Ивану Грозному английским королём), "Курятными" (есть два варианта: 1 - из-за расположенного поблизости курятного, торгующего птицей, торгового ряда; 2 - из-за курьи, особенности русла реки Неглинной). Название "Воскресенские" укоренилось только в начале XVIII века, благодаря иконе Воскресения Христова, установленной над ними. Правда частенько ворота назывались ещё и Иверскими, благодаря пристроенной к воротам часовни, где хранилась чудотворная икона Св. Вратарницы Афонской, Иверской Божьей Матери.
Собственно часовня и пала первой. В 1929 году её снесли, установив на её месте сперва плакат в духе времени, а затем скульптуру рабочего. Но через два года были снесены и ворота, как уже было сказано, в рамках имеющейся исторической тенденции увеличения пропускной способности. Якобы на возражения архитекторов и деятелей культуры, секретарь Московского горкома Лазарь Коганович сказал: «Моя эстетика требует, чтобы колонны демонстрантов шести районов Москвы одновременно вливались на Красную площадь».
Не знаем, насколько эти слова соответствуют действительности, вряд ли подобные решения принимались на городском уровне. Однако, образовавшийся проезд, названный Историческим, использовался по задуманному назначению, что подтверждают и привлекшие наше внимание фотографии парада 7 ноября 1941 года, и Парада Победы 24 июня 1945 года, да и множество иных торжественных мероприятий проводившихся на Красной площади.
Но всё течёт, всё изменяется, термин "пропускная способность" исчез из лексикона автодорожных служб. И в 1995 году Воскресенские ворота были восстановлены, максимально приближенно к своему изначальному виду и являются даже не копией, а приближенным к оригиналу новоделом, т.к. снесены они были без архитектурного надзора, а обмер произведён на "глазок" и без фотофиксации.
Напоследок всем любителям путешествовать. Перед Воскресенскими воротами установлен "Нулевой километр автодорог Российской Федерации", созданный не без участия уже знакомого нашим читателям по рассказам о памятнике М. Шолохову и Ю. Никулину, архитектора А.И. Руковишникова. Но пожалуй этот знак достоин отдельного рассказа).
Лайки и подписка не обязательны, но приветствуются)))