Веселый барин граф Петр Борисович Шереметев постановил строить свою летнюю усадьбу в Кускове как загородный увеселительный дом с сопутствующими ему многочисленными затейными постройками.
Граф был известен как хлебосольный хозяин многолюдных гуляний, приемов и праздников, о чем сохранился документ – приглашение:
«В селе Кускове распоряжено на сие лето и осень гулянье всем кому угодно оным пользоваться по воскресеньям и четвергам, в прочие же дни гулянья нет выключая 28, 29 июня и 1 августа в которые дни также гуляют, чрез сие все и приглашаются».
Для пышных торжеств одного помещения – Большого дома – было маловато, поэтому постепенно в парке возникали и другие постройки – одна интереснее другой, но именно
Грот
стал совершенно уникальным, единственным в своем роде сооружением, причем даже не столько внешне, сколько с точки зрения оформления внутреннего – только здесь сохранились истинно «гротические» интерьеры, в которых использованы речные и морские раковины, кораллы, перламутр.
Вот как это выглядит:
Здесь хозяева и гости дворца скрывались от жары в знойные летние дни.
Природные материалы, которые использовались при строительстве, создавали особый микроклимат: даже в самую жару здесь царила прохладная атмосфера, а экзотическое убранство, выполненное из ракушек, создавало иллюзию того, что ты находишься в сказочном подводном мире.
Внутреннее пространство грота поделено на три части: центральная – зал под высоким куполом, расписанный под мрамор, – и два кабинета, четко ориентированные один на юг, а другой – на север. Южный кабинет оформлен в теплых тонах, а северный – напротив, в холодных.
Именно в кабинетах немецкий мастер «гротических дел» Иоганн Фохт, приглашенный Шереметевым в 1761 году, создавал свои фантастические настенные и потолочные ракушечные панно; работы были закончены к 1775 году.
Здесь царят идеи, позаимствованные из растительного и животного мира: лепные изображения экзотических цветов и водорослей, птиц, змей и драконов. Для этого использовались разнообразные и необычные материалы: туф, мох, кусочки битого стекла и зеркал, перламутр.
Но главной ценностью гротической затеи являются раковины двадцати шести видов из Средиземного, Красного, Японского, Черного морей, а также водоемов Подмосковья, в числе которых «туррителла обыкновенная», «тонна шлем», «пеликанья нога», «морское ухо», «перловица живописная», «жемчужный кораблик» и другие.
Как завороженные бродили мы по трем небольшим, казалось бы, залам, не в силах оторваться от необыкновенных узоров на стенах и потолке – действительно, никогда и ничего подобного мы не видели.
Но еще более увлекательным оказалось рассматривать кукол – тех самых, из XVIII века, которые в 1775 году по указанию Шереметева были куплены в Европе специально для украшения кусковского Грота.
Листайте галерею:
Казалось невероятным, что эти уникальные деревянные и глиняные фигуры высотой в половину человеческого роста, с изумительно выразительными лицами и руками, инкрустированные небольшими ракушками, перламутром и кораллами, сохранялись – пусть даже и с некоторыми потерями – все эти 250 лет, несмотря на войны и революции.
В описях XVIII века скульптуры имеют весьма примечательные названия, например, «Мужик смотрит на раковины и рассуждает», «Мужик играет в волынку», «Французская баба держит в руках корзинку с фруктами».
Кусковская коллекция гротических кукол не имеет аналогов в музеях нашей страны.
Поразили воображение и три «гротических» панно: два с сюжетными сценами и одно с изображением оленя.
Дорогие гости
Грот зачастую использовался хозяином для приема близких друзей или особо важных гостей: в августе 1775 года поместье посетила Екатерина Вторая, и именно в гроте был организован торжественный обед.
А столетие спустя уже правнук первого владельца усадьбы принимал в этом же гроте Александра Третьего с августейшей фамилией, причем обед проходил под аккомпанемент цыганского хора.
Гроты – лайфхак XVIII века
Конечно, если говорить о чисто внешнем аспекте, то крепостной архитектор Шереметевых Федор Аргунов явно срисовал свой грот с Царскосельского, авторства Бартоломео Растрелли: тот же размер, та же трехчастность с латерной в центре.
Некоторое сходство внутреннего оформления можно наблюдать и с Гротами Большого Каскада Петергофа – то же тяготение к природным материалам (там – туф), однако Петергофские-то будут, пожалуй, поскромнее наших, несмотря на все их попытки оживить картинку за счет фонтанов, мраморной и позолоченной скульптуры.
Гроты и вообще-то были популярны в те времена: grotto в переводе с итальянского значит «пещера», и отдавая дань экзотике, хозяева с удовольствием пользовались их прохладой в жару. Ну а раз речь шла о пещере - то идея их оформления в природном стиле складывалась сама собой.
Да здравствует реставрация
Я в Кускове гуляю с полутора лет, а вот в грот попала впервые – он всегда был закрыт. Я помню, как в детстве, расплющив носы об окна, мы пытались рассмотреть, что же там внутри – тщетно: серенькие, темные стены, глазу не за что зацепиться.
И только в 2017-2019 годах в ходе полномасштабной реставрации Грота были впервые восстановлены частично утраченные панно и детали интерьера, очищены раковины, восполнена лепнина, позолочены капители и отреставрированы мраморные полы.
В результате этих работ сегодня мы можем увидеть павильон Грот именно таким, каким его задумывали создатели в XVIII столетии.
Смотрите видео материал, посвященный Гроту.
#грот в усадьбе #кусково
Если Вам было интересно, поддержите канал. Буду благодарна за лайк, комментарий, подписку