Как давно мы скинули шинели,
Юными ворвались на Парнас!
Ведь уже справляет юбилеи
Поколенье, что моложе нас…
Юлии Владимировне Друниной судьба досталась невероятно жестокая, и, вместе с тем, насыщенная, яркая и милостивая. Сначала отправила ее, 19-летнюю девчонку на фронт, под пули и рвущиеся снаряды, но оставила в живых. Это ли не счастье? Поэтесса напишет, что ее звездный час пробил не тогда, когда ее сборники стихов стали популярными, а она сама - знаменитой на всю страну, а в те минуты, когда она самоотверженно помогала раненым солдатам.
Затем - реализация в профессии. Дочь. И, наконец - сильнейшая любовь, свалившаяся на нее лавиной в 36 лет. Любовь, которую она запечатлела в рифмах, которой оставалась верна до последних своих дней. 19 лет она была счастлива. Но... оборвалась жизнь Алексея Каплера, второго мужа Друниной, и ее самой как будто бы не стало.
Фоном шла Перестройка. Сначала женщина с восторгом приняла грядущие перемены, ее избрали депутатом Верховного Совета СССР, но слова и действия Правительства расходились с тем, что она видела на улицах города: как просят в переходах милостыню покалеченные мальчишки, пришедшие с Афганской войны, как живут в нищете фронтовики и ветераны.
Друнина была человеком чести и совести, ей было невыносимо больно от падения строя, от того, что потерпели поражение высокие идеи, направленные на благо людей, было противно от фальши высокопоставленных чиновников. Для кого и чего ради с 1941 по 1945 год шли бои, для чего миллионы молодых мужчин лежат в братских могилах?
Она потеряла все то, за что боролась и что обрела. Друнина решила, что уйдет из этой жизни без сожалений. В мире, где нет четких понятий о том, что такое хорошо и что такое плохо, ей не было места. Поэтессе было 67 лет.
В этой статье я собрала малоизвестные, поздние строчки Юлии Владимировны о том, какие мысли приходят к человеку в старости, о чем он тревожится, о чем размышляет, о чем жалеет.
"Колдует тропинка лесная"
Колдует тропинка лесная
Над шалою талой водой…
Я зависти к юным не знаю -
Была в свой черед молодой.
И шла наша молодость к маю
По самой Великой войне.
Я зависти к юным не знаю -
Пускай позавидуют мне!
Спокойно принять свой возраст могут не все. Трудный возраст - говорят про подростков, когда они бунтуют и отказываются подчиняться старшим. Но ведь перед ними - огромная тропа жизни, где все возможно, где ошибки можно совершить, но их можно и исправить. Истинный "трудный возраст" наступает после 50-ти лет, когда сделанного не исправишь и прошлого не воротишь, не ясно сколько дней или лет впереди. Полная неопределенность.
Нужно иметь колоссальную выдержку, чтобы жить достойно и благородно, не растерять свой авторитет и не подмочить репутацию. Чтобы в любом возрасте отыскать преимущество и быть самим собой, не пытаясь выдавать себя за кого-то или завидовать молодым.
О скоротечности жизни
Летят, как молнии,
Как блицы,
Одна другой больнее весть —
Друзья уходят вереницей,
Прощай!
А кто потом?..
Бог весть!
Сражаться в юности умела,
Дай, зрелость, мужества теперь,
Когда настойчиво и смело
Уже стучится
Вечность в дверь…
"Стареют не только от прожитых лет..."
Стареют не только от прожитых лет —
От горьких ошибок, безжалостных бед.
Как сердце сжимается, сердце болит
От мелких уколов, глубоких обид!
Что сердце! — порою металл устает,
И рушится мост — за пролетом пролет…
Пусть часто себе я давала зарок
Быть выше волнений, сильнее тревог.
Сто раз я давала бесстрастья обет,
Сто раз отвечало мне сердце: «О нет!
Я так не умею, я так не хочу,
Я честной монетой за все заплачу…»
Когда слишком рано уходят во тьму,
Мы в скорби и гневе твердим «почему?»
А все очень просто — металл устает,
И рушится мост — за пролетом пролет…
Я иногда пишу в своих статьях о том, что нервов и стрессов можно избежать, отгородившись от людей. Что именно они - источник наших несбыточных надежд и страхов. Но - легко сказать и сложно сделать.
Не все могут позволить себе полную изоляцию, да и надо ли?
Стоит ли отгораживаться от яркого, пестрого, волнующего мира ради собственной душевной безопасности? Зачем становиться эмоциональным аскетом, если самое прекрасное из того, что даровано человеку - есть чувства? И сладостные, и горестные. Отторжение и восхищение. Гнев и радость. Именно этот коктейль и называется счастье. В вакууме его нет.
В одну статью не уложить судьбу личности, которая поражает своим масштабом. Но, такие до сих пор живые, невыдуманные люди, как Друнина и Каплер, показывают нам пример - как нужно любить. На фоне той вакханалии, которая творится в 21 веке, на фоне отношений на одну ночь, двойной морали, тотального недоверия и имитации любви, история Юлии и Алексея кажется глотком чистого воздуха. Никакие страсти Монтекки и Капулетти и рядом не стояли!
Как важно в старости не разочароваться в близких, не понять, что одиночество лучше друзей, а поблагодарить тех, кто был рядом и назвать свою жизнь счастливой:
"Никогда и никто"
Никогда и никто
Разлучить нас друг с другом не сможет,
Нас война повенчала
В солдатской могиле одной.
Кто за право быть вместе
Платил в этом мире дороже? -
За него заплатили мы
Самой высокой ценой.
Каждый год по весне
К нам сбегаются маки, алея,
Полыхают тюльпаны,
Пионы сгорают до тла…
Ни о чем не жалею,
Нет, я ни о чем не жалею:
Я счастливой была,
Я счастливою, мама, была!