Сегодня речь пойдёт о Ренессансе.
Тициан Вечеллио (1474/90 (?) - 1576)
Глядя на "Венеру Урбинскую" (а это вообще-то свадебный подарок герцогу Урбинскому) невозможно не вспомнить другую Венеру. Вот эту:
Сходство не удивительно: Джорджоне и Тициан - два главных венецианских художника - были, разумеется, знакомы. Более того, Джорджоне не успел дописать свою "Венеру", и заканчивал её Тициан. Существует душещипательная история: узнав, что чума прибрала к рукам Джорджоне, Тициан бросился к нему домой и успел выхватить незаконченное полотно из огня (зачумленные вещи сжигали).
Три столетия спустя, копию Тициановской "Венеры" будет писать молодой Эдуар Мане, и, возможно, это и вдохновит его на одну из самых скандальных картин XIX века:
Вообще, сегодня будет много сравнений и чужих картин, извините...
После смерти Джорджоне, Тициан единолично занял трон венецианской живописи. Чем же выделяется он на фоне других мастеров ренессанса? На мой взгляд, работой с цветом. Сравните цветовое решение работ главных "титанов"...
... и Тициана:
Первые три по сравнению со вторыми тремя выглядят аляповатыми раскрасками - там упор сделан на форму, а не на цвет. Говорят, внимание к оттенкам цвета вообще было характерно для венецианской школы. А пройдёт сотня лет и главенство цвета над формой станет трендом - наступит эпоха барокко. Давайте ещё раз прибегнем к сравнению - теперь уже с более поздними авторами.
Вот "Даная" Тициана:
А вот аналогичный сюжет уже в барочной эстетике:
Ещё для сравнения. Тициан:
И Рубенс, раннее барокко:
Тициан ещё не преодолел плоскость - посмотрите: У Рубенса фигуры объёмны и существуют в пространстве, а у Тициана как будто вырезаны из картона и поставлены перед фоном. Но он уже начал отходить от чётких контуров и замкнутых форм и пользоваться выраженной светотенью и характерной тёпло-тёмной палитрой. Вот тут уже это очевидно:
Разворот вектора в сторону барокко принято связывать с Караваджо. Но на мой взгляд, Тициан уже делал шаги в нужную сторону. Так что я бы такую цепочку выстроил: Тициан - Караваджо - Рубенс - Рембрандт.
Среди прочего, Тициан был отменным портретистом - на мой взгляд, лучшим среди мастеров Высокого Возрождения.
А вот эту я бы и вовсе за конец XIX века принял:
А в следующей работе Тициан запечатлел образ одной из своих многочисленных возлюбленных - Виоланту. Но это не точно.
Похоже, та же барышня изображена и здесь:
Виоланта была дочерью коллеги Тициана - художника Пальмы Старшего. И папаша, говорят, был сильно недоволен романом дочери. Не знаю, чем закончился этот роман, но женат Тициан будет на другой женщине - Чечилии Сольдано. Она родит ему двух сыновей и умрет во время родов дочери Лавинии. Лавиния, к счастью, выживет, вырастет и станет героиней вот этой картины:
Сам же Тициан проживёт долгую и вполне благополучную жизнь. Точная дата его рождения неизвестна - сам он утверждал, что родился в 1474 году, современные исследователи называют разные даты: 1482, 1488, 1490... Как бы то ни было - дожил до весьма преклонных лет, а умер от чумы. По легенде - умер с кистью в руке. Авторитет Тициана был настолько высок, что вопреки античумным законам, он не был сожжен, а похоронен в соборе Санта-Мария Глориоза деи Фрари
Вот такой видный дядька был:
Ну и в конце немного вакханалии:
Вакханалию продолжим и в следующий раз: речь пойдёт о художнике, который умел писать очень эротичные картины, не раздевая при этом своих моделей.
#искусство #художники #живопись
#изобразительное искусство #тициан