Найти в Дзене
Любимые художники

Любимые художники - Тициан

Сегодня речь пойдёт о Ренессансе.

Тициан Вечеллио (1474/90 (?) - 1576)

"Венера Урбинская" (1538, Галерея Уффици, Флоренция)
"Венера Урбинская" (1538, Галерея Уффици, Флоренция)

Глядя на "Венеру Урбинскую" (а это вообще-то свадебный подарок герцогу Урбинскому) невозможно не вспомнить другую Венеру. Вот эту:

Джорджоне, "Спящая Венера" (1510)
Джорджоне, "Спящая Венера" (1510)

Сходство не удивительно: Джорджоне и Тициан - два главных венецианских художника - были, разумеется, знакомы. Более того, Джорджоне не успел дописать свою "Венеру", и заканчивал её Тициан. Существует душещипательная история: узнав, что чума прибрала к рукам Джорджоне, Тициан бросился к нему домой и успел выхватить незаконченное полотно из огня (зачумленные вещи сжигали).

Три столетия спустя, копию Тициановской "Венеры" будет писать молодой Эдуар Мане, и, возможно, это и вдохновит его на одну из самых скандальных картин XIX века:

Мане. "Олимпия" (1863)
Мане. "Олимпия" (1863)

Вообще, сегодня будет много сравнений и чужих картин, извините...

После смерти Джорджоне, Тициан единолично занял трон венецианской живописи. Чем же выделяется он на фоне других мастеров ренессанса? На мой взгляд, работой с цветом. Сравните цветовое решение работ главных "титанов"...

Рафаэль. "Прогулка Мадонны" (1518)
Рафаэль. "Прогулка Мадонны" (1518)
Микеланджело. "Положение во гроб" (1501)
Микеланджело. "Положение во гроб" (1501)
Леонардо. "Мадонна Литта" (1490)
Леонардо. "Мадонна Литта" (1490)

... и Тициана:

"Кающаяся Мария Магдалина" (1565, Эрмитаж, Санкт-Петербург)
"Кающаяся Мария Магдалина" (1565, Эрмитаж, Санкт-Петербург)
"Ужин в Эммаусе" (1835, Лувр, Париж)
"Ужин в Эммаусе" (1835, Лувр, Париж)
"Карл V в битве при Мюльберге" (1548, Музей Прадо, Мадрид)
"Карл V в битве при Мюльберге" (1548, Музей Прадо, Мадрид)

Первые три по сравнению со вторыми тремя выглядят аляповатыми раскрасками - там упор сделан на форму, а не на цвет. Говорят, внимание к оттенкам цвета вообще было характерно для венецианской школы. А пройдёт сотня лет и главенство цвета над формой станет трендом - наступит эпоха барокко. Давайте ещё раз прибегнем к сравнению - теперь уже с более поздними авторами.

Вот "Даная" Тициана:

"Даная" (1560-е, Музей Прадо, Мадрид)
"Даная" (1560-е, Музей Прадо, Мадрид)

А вот аналогичный сюжет уже в барочной эстетике:

Рембрандт. "Даная" (1636)
Рембрандт. "Даная" (1636)

Ещё для сравнения. Тициан:

"Венера и Адонис" (1554, Музей Прадо, Мадрид)
"Венера и Адонис" (1554, Музей Прадо, Мадрид)

И Рубенс, раннее барокко:

Рубенс. "Похищение дочерей Левклиппа" (1618)
Рубенс. "Похищение дочерей Левклиппа" (1618)

Тициан ещё не преодолел плоскость - посмотрите: У Рубенса фигуры объёмны и существуют в пространстве, а у Тициана как будто вырезаны из картона и поставлены перед фоном.  Но он уже начал отходить от чётких контуров и замкнутых форм и пользоваться выраженной светотенью и характерной тёпло-тёмной палитрой. Вот тут уже это очевидно:

"Святой Себастьян" (1570-е, Эрмитаж, Санкт-Петербург)
"Святой Себастьян" (1570-е, Эрмитаж, Санкт-Петербург)

Разворот вектора в сторону барокко принято связывать с Караваджо. Но на мой взгляд, Тициан уже делал шаги в нужную сторону. Так что я бы такую цепочку выстроил: Тициан - Караваджо - Рубенс - Рембрандт.

Среди прочего, Тициан был отменным портретистом - на мой взгляд, лучшим среди мастеров Высокого Возрождения.

 "Портрет папы Павла III Фарнезе" (1546, Музей истории искусств, Вена)
"Портрет папы Павла III Фарнезе" (1546, Музей истории искусств, Вена)
"Портрет Героламо Барбариго (мужчина со стёганным рукавом)" (1510, Лувр. Париж)
"Портрет Героламо Барбариго (мужчина со стёганным рукавом)" (1510, Лувр. Париж)
«Портрет мужчины в доспехах. Дон Фернандо Альварес Толедский, герцог Альба» (1570-е, Собрание герцога Альба, Мадрид)
«Портрет мужчины в доспехах. Дон Фернандо Альварес Толедский, герцог Альба» (1570-е, Собрание герцога Альба, Мадрид)

А вот эту я бы и вовсе за конец XIX века принял:

"Богоматерь скорбящая" (1550, Лувр, Париж)
"Богоматерь скорбящая" (1550, Лувр, Париж)

А в следующей работе Тициан запечатлел образ одной из своих многочисленных возлюбленных - Виоланту. Но это не точно.

"Флора" (1517, Галерей Уффици. Флоренция)
"Флора" (1517, Галерей Уффици. Флоренция)

Похоже, та же барышня изображена и здесь:

"Любовь небесная и любовь земная" (1518, Галерея Боргезе, Рим)
"Любовь небесная и любовь земная" (1518, Галерея Боргезе, Рим)

Виоланта была дочерью коллеги Тициана - художника Пальмы Старшего. И папаша, говорят, был сильно недоволен романом дочери. Не знаю, чем закончился этот роман, но женат Тициан будет на другой женщине - Чечилии Сольдано. Она родит ему двух сыновей и умрет во время родов дочери Лавинии. Лавиния, к счастью, выживет, вырастет и станет героиней вот этой картины:

"Девушка с корзиной фруктов (Лавиния)" (1558, Берлинская картинная галерея)
"Девушка с корзиной фруктов (Лавиния)" (1558, Берлинская картинная галерея)

Сам же Тициан проживёт долгую и вполне благополучную жизнь. Точная дата его рождения неизвестна - сам он утверждал, что родился в 1474 году, современные исследователи называют разные даты: 1482, 1488, 1490...  Как бы то ни было - дожил до весьма преклонных лет, а умер от чумы. По легенде - умер с кистью в руке. Авторитет Тициана был настолько высок, что вопреки античумным законам, он не был сожжен, а похоронен в соборе Санта-Мария Глориоза деи Фрари

Вот такой видный дядька был:

"Автопортрет" (1567, Музей Прадо, Мадрид)
"Автопортрет" (1567, Музей Прадо, Мадрид)

Ну и в конце немного вакханалии:

"Андрийские вакаханалии" (1526, Музей Прадо, Мадрид)
"Андрийские вакаханалии" (1526, Музей Прадо, Мадрид)

Вакханалию продолжим и в следующий раз: речь пойдёт о художнике, который умел писать очень эротичные картины, не раздевая при этом своих моделей.

#искусство #художники #живопись

#изобразительное искусство #тициан