Найти в Дзене

В ЧЕМ ПРОБЛЕМЫ ЖАНРА ФЭНТЕЗИ?

Фэнтези – один из самых популярных жанров современной художественной литературы, который уходит корнями в средневековый рыцарский эпос с волшебными приключениями, магическими артефактами, фантастическими существами. В 20 веке фэнтези прочно заняло свое место в западноевропейской прозе благодаря бестселлерам Д. Толкина, К. Льюиса, Д. Роулинг. Интерес читателей к этим произведениям подогрели их масштабные экранизации. В 2000-х годах количество фэнтезийных книг резко увеличилось. В наши дни литературные сайты буквально забиты фэнтезийными историями, так как многие начинающие писатели считают своим долгом попробовать перо в этом жанре, который – несмотря на изобилие фильмов, книг, игр – продолжает процветать.

Интерес читателей к фэнтезийной литературе легко объясним: во-первых, она развлекает, а, во-вторых, – максимально отвлекает от действительности. В этом ее главные проблемы, которые одновременно являются ее основными достоинствами в глазах современных читателей и зрителей. Мир фэнтези довольно сложен: в нем обитают эльфы, гномы, драконы и иные странные и страшные существа вроде орков или ходячих деревьев. Он полон звучными названиями, таинственными артефактами, в нем много мистики и волшебства. Все это изобилие магии развлекает, но в то же время отключает мозг от реальности, искажая исторические реалии прошлых эпох – средневековья и Возрождения.

Печальные последствия увлечения фэнтезийными романами показал в далёком 16 веке Мигель Сервантес. Все знают грустную, смешную и трогательную историю про дон Кихота, который, начитавшись про волшебные приключения рыцарей, отправился на поиски приключений, по ходу принимая ветряные мельницы за враждебных великанов, с которыми нужно непременно сразиться, и простую бедную крестьянку – за прекрасную даму своего сердца. Вряд ли современный читатель или зритель осмелится повторить подвиги хитроумного идальго, однако чрезмерное увлечение этим жанром уводит в далекий мир грез, мешая спуститься с неба на землю.
К сожалению, в последнее время фэнтези становится все более жестоким. Авторы как будто нарочно соревнуются в жестоких сценах, которые вполне тянут на рейтинг 18+. На фоне современного фэнтези «Хоббит» Толкина кажется наивной, почти детской сказкой, в то время как Питер Джексон превратил эту небольшую книжку в эпичный блокбастер, который отвечает запросам избалованного зрителя.