Бывает ли так, что уже внешний вид режиссера может что – то рассказать о его фильмах? Конечно! Возьмем для примера - режиссера французского полара Жана Пьера Мельвиля. Темные очки, пижонистая шляпа… Вот как бывает: полар – этот удивительный мир французского кинодетектива родился и исчез. Вот остались только в основном фильмы Мельвиля.
Мельвиль лично знал бандитов и гангстеров и считал их презренными людьми, точнее жалкими неудачниками. Странно, но его гангстеры и бандиты в образах Алена Делона красавцы – мужчины, влюбляешься в них с первого взгляда. Вот как в ленте «Красный круг» : эффектная схватка вышедшего из заключения Коре в биллиардной с двумя крепкими вооруженными бандитами заканчивается его победой. А он спокойно спускается по лестнице, закуривает, неспеша, и постояв немного, продолжает свой путь. Это путь самурая. Не случайно, делоновская трилогия мельвиля началась со знаменитой встречи. Режиссер принес ему сценарий. Делон прочитал и тут же повел Мельвиля в соседнюю комнату. Там на стене висел самурайский меч и другая самурайская атрибутика. И удивительно как же схожи они взгляде на жизнь: режиссер и кинозвезда!
Жан Пьер Мельвиль был ранним синефилом из обеспеченной семьи. Но когда началась война, достойно воевал в Африке, Италии и Франции. И даже был разведчиком, именно на этом поприще он и заимел кодовое имя Мельвиль в честь любимого писателя. Так фамилия Грюмбах исчезла, появился независимый режиссер Мельвиль. Сохранил он свое новое имя потому, что считал годы войны лучшими в своей жизни. И это несмотря на то, что потерял брата, близких, родных. Но зато приобрел свой взгляд на жизнь, который воплотится в его творчестве.
Однако, кроме войны, было и другое: попытавшись вписаться в число кинематографистов официальных, то есть тех, кому выдавались удостоверение режиссера, талоны на пленку и какая – то государственная поддержка, он получил от ворот поворот. Что его, впрочем, не смутило. Свой первый фильм – «Молчание моря» он снимал без удостоверения, без права на экранизацию, почти без средств. Но это оказалось только плюсом. Снимать пришлось в естественных условиях, вне павильона, вне рамок канонов. Так скоро Мельвиль станет отцом французской новой волны. Он подарит им некоторые свои приемы и уйдет от них в другую сторону, точнее в свою независимую студию.
Вероятно, более всего, Мельвиль не хотел оказаться в красном круге. То есть оказаться среди толпы, направления, политического течения. Впрочем, образ красного круга он придумал сам, выдав эпиграф к своему фильму за слова Будды. Но смысл эпиграфа помогает понять фильм.
Кажется, сюжет его прост: смельчаки воры задумали ограбление ювелирного магазина, задумали и осуществили. Последнему в ленте уделено особое внимание – 25 минут без какого текста.
Понятно чем закончится эта история… Только непонятно почему зрители после просмотра и это теперь, а не тогда, встают восхищенные и ликуют, что наконец – то посмотрели этот фильм.
И все же попробуем разобраться. Конечно, первое что приходит на ум – актеры: Делон, Бурвиль, Ив Монтан, Джан Мария Волонте. Все они пришли к Мельвилю в лучший момент своего творчества, в основном пройдя школу съемок у отличных режиссеров. И все же не это главное у Мельвиля. Главное – режиссура! Мельвиль – эстет, каждый его кадр продуман великолепно, подан изящно и смонтирован мастерски. Особенно, правда, это заметно в ленте «Самурай» - первом фильме «делоновской трилогии». Там, потрясающий финал, много открывающий в режиссерской концепции мастера.
Его герои – это и бандиты и люди, умеющие захватить внимание зрителя мужской энергетикой. Это и приключенческая аура, но и философия жизни. В фильме «Красный круг» в устах генерального прокурора прозвучит фраза: «Все виновны». Вот и комиссар полиции Маттеи использует незаконные подлые методы, якобы для торжества закона. Но скорее для того, чтобы спасти свою шкуру, ему грозит увольнение на пенсию. А живет он один, правда с шикарными котами. Но образ третьего подельника в ограблении, бывшего полицейского не случайно свяжется с комиссаром. Причем буквально, Маттеи наклонившись к нему, застигнутому пулей, услышит фразу: «Вы не поумнели там, в полиции, все такие дураки». Да, ограбление раскрыто, и драгоценности возвращены. Но фильм не об этом. Он как раз о красном круге.
О судьбе, от которой не отвернешься, о роке, который настигнет, об обреченности… Может это почувствовал зритель современного мира пандемии?
Владимир Жерехов