Специфика Месопотамии, как исторической цивилизации заключается в том, что она представляет собой одну из двух древнейших цивилизаций в истории человечества. К тому же мы знаем об истории Месопотамии достаточно много, ведь массив письменной информации, который дошел до нас от древнейших периодов месопотамской истории превосходит всю совокупность источников, дошедших до нас от Египта, Критской цивилизации и прочих очагов человеческой цивилизации. Данное обстоятельство объясняется тем, что писали в древней Месопотамии на глиняных табличках, которые оказались материалом способным пережить тысячелетия. Воистину – как сказал С. Крамер – «История начинается в Шумере». Так была озаглавлена его книга, посвященная древнейшим письменным документам в истории человечества.
Как и в случае с другими цивилизациями древности в истории Месопотамии многое зависело от географии. Южные пределы Месопотамии в древности располагались намного севернее, чем сейчас. Ныне то, что когда-то было Месопотамией, представляет собой территорию современного Ирака. В древности Персидский залив уходил севернее, то есть находился на другом уровне, в силу чего, территория Древнего Шумера была ограничена с юга куда сильнее, чем ныне.
Древняя Месопотамия издавна была открыта миру, сообщаясь с соседними районами и странами посредством торговли. Как и в случае с Египтом, Месопотамия испытывала недостаток в дереве. Это обусловило связи с древним Левантом, откуда и завозилась древесина. Нужно сказать, что Месопотамию, совершенно верно определяют как «цивилизацию глины». В противовес Египту, где основным строительным материалом был камень, в Месопотамии издревле почти все строилось из кирпича-сырца.
Основным центром месопотамской цивилизации в третьем тысячелетии до нашей эры был Шумер и его города – Урук, Ур, Умма, Лагаш, Эриду и другие. Каждый город Месопотамии изначально представлял собой город-храм. Власть там находилась в руках царей-жрецов, и центрировалась вокруг храма, посвященному определенному богу. Шумеры были пришлым населением в данном регионе. В то время как вокруг шумера обитали племена семитов, шумеры не являлись таковыми, они пришли с неизвестных земель, и язык их резко отличался от семитской языковой группы. Сами шумеры называли себя «черноголовыми», и несмотря на отсутствие этнической родственности с другими племенами Месопотамии, именно на основе шумерской культуры будет произрастать цивилизации Месопотамии в дальнейшем. Вообще с определенного момента имеет смысл говорить о шумеро-аккадском симбиозе в истории Месопотамии. Начиная с Саргона Аккадского, территория Шумера вошла в поле влияния становящихся семитских империй, но культура Шумера и его язык оказывали огромное влияние на развитие культуры в регионе.
Изначально, правители шумерских городов носили титулы Эн, Энси и Лугаль. По сути дела это были не совсем цари в нашем привычном понимании слова – это были либо правители с мощной религиозной компонентой, либо военные предводители. В Месопотамии была высокая концентрация населения уже начиная с шумерских времен, что обуславливало относительную безопасность в отношении иноземных захватчиков, которые могли бы попытаться напасть на Шумер.
Северо-западнее, далее по долине Тигра и Евфрата, которые дали название всему региону в качестве «Двуречья», плотность населения была значительно меньше. Там располагались такие города как Мари и Эбла. Этот регион в отличии от Шумера испытывал серьезную угрозу со стороны кочевников, проживавших в сопредельных землях – прежде всего со стороны кочевников Загроса. Эти кочевники представляли серьезную угрозу для торговли в регионе, ведь они регулярно нападали на торговые «караваны», которые шли по землям между месопотамскими городами.
К историческим областям Месопотамии, чтобы уж сразу расставить все по местам – помимо Шумера относятся Аккад (северная часть Нижней Месопотамии), Вавилония и Ассирия (самый север региона).
Изначально в Месопотамии экономика была основана на ведение натурального хозяйства и меновой основе – монета (валюта) появится в Месопотамии намного позже. Подобно египтянам, в качестве тягловой силы месопотамцы использовали ослов, а не лошадей. Именно осел был основой верховой армии в Месопотамии.
Одним из первых врагов шумеров стал Элам, область вокруг города Суза, которая располагалась на восточном берегу северной части Персидского залива. Войны с эламитами станут «доброй традицией» в Месопотамии.
Между городами Шумера регулярно происходили конфликты, в ходе которых крупные города начинали доминировать над мелкими, но фактически захвата городов не происходило. Как уже было сказано каждый город был основан на культе определенного местного бога (как например богиня Инанна в Эрехе), но в то же время в Шумере существовала общая культурная основа – поклонение верховным богам – Ану, Энлилю и Энки. У шумеров была и своя версия рая – земля Тильмун (которую некоторые ученые весьма авантюрно ассоциировали с Бахрейном, как гипотетической родины шумеров). Именно в Тильмун был отправлен богами царь Зиусудра – человек переживший, насланный богами на человечество потоп (да, корни истории о всемирном потопе находятся в Месопотамии).
Новый виток истории Месопотамии начинается в XXIII в. до н.э., когда область Аккада, с центром в городе Киш распространила свое влияние (фактически – завоевала) Шумер. Предводителем семитов-аккадцев был царь Саргон. С этого момента на смену городам-храмам на территории Месопотамии приходит феномен империи. Аккадцы ассимилировали шумеров, восприняв их культуру и взяв на вооружение стиль шумерской письменности – клинопись.
Существует мнение, противоположное тому что высказано выше, что лишь в результате аккадской экспансии происходит возвышение великих богов Энлиля, Инанны и других, которым с этого момента поклонялись все – как аккадцы, так и шумеры. Но в действительности корни представлений о Великих богах уходят исключительно в Шумер, ведь даже имена многих богов и легендарных персонажей (типа того же Зиусудры) в аккадском прочтении получили новую версию. И таким образом Инанна в конечном счете превратилась в Иштар, Энлиль в Эйя (хотя во многом его черты достанутся будущим месопотамским универсальным божествам – Мардуку и Ашшуру), а Зиусудра стал Ут-напиштимом.
Немного больше внимания нужно уделить Саргону. На самом деле это было не совсем личное имя, а скорее титул, который обозначал на аккадском буквально «законный царь». Истинное имя Саргона оказалось утеряно, а в дальнейшем «Саргон» стал личным именем.
История Саргона во многом является легендарной и нашла отражение в так называемом «Сказании о Саргоне». Вот что в нем говорится:
«Я — Шаррукен, царь могучий, царь Аккада,
Мать моя — жрица, отца я не ведал,
Брат моего отца в горах обитает,
Град мой — Азупирану, что лежит на брегах Евфрата.
Понесла меня мать моя, жрица, родила меня в тайне.
Положила в тростниковый ящик, вход мой закрыла смолою,
Бросила в реку, что меня не затопила.
Подняла река, понесла меня к Акки, водоносу.
Акки, водонос, багром меня поднял,
Акки, водонос, воспитал меня, как сына.
Акки, водонос, меня садовником сделал.
Когда садовником был я, — Иштар меня полюбила,
И [пятьдесят] четыре года на царстве был я».
С Саргоном долгое время связывалась легендарная металлическая маска, которую в дальнейшем ученые признали маской его внука.
Завоевание Саргона открывает новый период в истории Месопотамии, но в то же время шумерский компонент продолжал играть важную роль. Вот что об этом пишем И.М. Дьяконов: «Многие историки придают непомерное значение восточносемитскому происхождению Саргона и полагают, что тем самым с Саргона начинается некий новый, а именно семитский период в истории Двуречья. Это, однако, не так; в Верхней и в северной части Нижней Месопотамии… задолго до этого преобладал, по-видимому, восточносемитский язык; уже династия Акшака и II–IV династии Киша были в основном семитоязычными; писали клинописью по-восточносемитски раньше времени правления Саргона, например, в Мари… и даже в Уре… Саргон, естественно, приближал к себе своих земляков-северян, среди которых было много семитов, и потому при нем стал шире входить в официальное употребление восточносемитский язык; однако и шумерский продолжал употребляться как в быту, так и в делопроизводстве»
Таким образом, в районе 2300 г. до н.э. произошло завоевание Шумера Саргоном. С этого момента в корне меняется политическое устройство Месопотамии. Аккадская империя Саргона (а он завоевал один за одним все шумерские города) протянулась от Персидского залива до Средиземного моря. Саргон разумно учитывал религиозную специфику власти в шумерских городах, и поставил в некоторые из них в качестве верховных жриц собственных дочерей. Уважительное отношение к религиозным традициям шумеров привело к тому, что завоевание и объединение этих городов в империю, прошло относительно безболезненно.
При Саргоне впервые на территории Месопотамии появляется то, что можно было бы назвать профессиональной армии. Именно на этой армии и держалась власть Саргона над огромной по тем временам территорией. Саргон правил очень долго, как указано в «Сказании о Саргоне» срок его правления составил приблизительно пятьдесят четыре года. Расширение империи Саргона происходила по естественным магистралям – рекам Тигру и Евфрату, по которым собственно вверх по их течению (на север) и перемещалась армия.
Саргон в Шумере сверг власть самого сильного из лугалей – Лугальзагеси. Вот что об этом пишет В.В. Емеотянов: «Противостояние Лугальзагеси и Саргона, первая серьезная развилка в истории Южного Двуречья. Здесь мы сталкиваемся с ситуацией выбора пути, и путь этот пролегает в противоположные стороны. Документы, дошедшие от времени Лугальзагеси, позволяют сделать вывод о традиционности его „политической программы". Завоевав Южное Двуречье, уммийский царь перебрался в военный центр шумеров Урук, добился, чтобы его избрали лугалем в Ниппуре, и поставил свою власть на службу общинной олигархии. Если бы на его пути не возник Саргон, можно было бы ожидать традиционного шумерского стремления к выделению своего города из числа других, иерархии „центр“-„провинция“, „старший город“– „младший город “, перераспределения благ в пользу общинных авторитетов и высшего храмового жречества… То есть, даже захватив всю территорию Двуречья, Лугальзагеси не смог бы ничего сделать для объединения страны и для обеспечения согласованного единства в работе местных ирригационных систем. В результате возникли бы недовольные, по новому кругу пошли бы междоусобные войны городских правителей и требования вернуть страну в условия изначальной справедливости»
В Шумере Саргон произвел значительны политико-идеологические преобразования, которые совдились к следующему:
1. Была создана профессиональная армия, которую набирали из свободных земледельцев-общинников;
2. Номовые олигархи (то есть верхушка шумерских городов) были заменены чиновниками, которых назначал сам царь, создание царской бюрократии;
3. Покровительство развитию торговли и ростовщчеству;
4. Сращение царской и жреческой власти, с помощью выдвижения на высшие жреческие должности родственников царя;
5. Появление нового жанра в искусстве – скульптурного портрета правителя, что свидетельствовало о тенденции роста значения личности правителя и о его прославлении;
6. Введение системы мер и весов и попытка введения единого каледаря.
Несмотря на то, что власть в новой империи была во многом завязана на личности самого Саргона, династия не прервалась его смертью. О сыне Саргона известно мало, но вот его внук был вполне успешным правителем. Некоторые из перечисленных реформ, которые традиционно относятся ко времени Саргона вполне возможно произошли именно при его внуке.
В. Гуляев пишет следующее о Саргоне, как основатели единой месопотамской империи: «Показательно, что, выбирая столицу для своего быстро растущего царства, Саргон решил не жить ни в одном из старых северных центров вроде Киша, Акшака или Мари, а нашел захудалый город без традиций, почти безвестный, где-то в пределах «нома» Сиппар. Город назывался Аккад. По нему и весь север Месопотамии стал называться Аккадом, а восточносемитский язык – аккадским. К сожалению, руины этого города до сих пор не найдены. Саргон был весьма амбициозным правителем. Завоевав Шумер, он сделал важный символический жест: он омыл свой меч в «Нижнем Море», то есть в Персидском заливе. Клинописные тексты сообщают, что Саргон правил 55 лет (2316–2261 гг. до н. э.) и провел 34 крупных и удачных для него сражения. За эти годы он совершил множество победоносных походов на запад – в район Сирии и Малой Азии и на восток – в область Элама (Юго-Западный Иран). После победы над Лугальзагеси власть аккадского монарха простиралась от восточного побережья Средиземного моря и до Персидского залива, от Иранских гор и до Аравийской пустыни. Это было самое большое из существовавших до тех пор в Месопотамии государств. Недаром многие современные исследователи называют державу Саргона Аккадского империей».
Внука Саргона звали Нарам-Син. Он завершал собой эпоху империи Саргонидов, так что в конечном счете мы можем датировать время империи следующим образом – от 2300 до 2200 гг. до н.э.
При всех достоинствах Саргона его империя во многом держалась на уровне идеи. Аккадцы находились на стадии экспансии, их язык процветал, но культура нового государства во многом оставалась шумерской: «самое крупное нововведение этого монарха – установленное им фактическое превосходство семитов (аккадцев) над шумерами. Аккадские губернаторы были посланы во все главные шумерские «номы», а аккадский язык стал официальным для делопроизводства. Но традиционные религиозные порядки и учреждения Шумера неизменно уважались: так, дочь Саргона стала жрицей Нанны – бога луны в Уре, а сам монарх называл себя «помазанным жрецом бога Ану» и «великим энси Энлиля». Укрепив свою власть в Месопотамии и значительно увеличив размеры своей армии, Саргон осуществил несколько больших военных кампаний в двух направлениях: за Тигр, в сторону Ирана и также вдоль Евфрата, на Сирию. Правда, на востоке он встретил ожесточенное сопротивление объединенных сил четырех правителей Юго-Западного Ирана, возглавляемых царем Авана. В конце концов, враги были наголову разбиты, ряд городов был опустошен победителями. После этого многие правители и цари Элама и соседних областей изъявили желание признать себя вассалами Аккада».
По сути, Саргон являлся основателем нового типа политического устройства – восточного деспотизма, который во многом был завязан на личности владыки. Его преемникам оставалось лишь пытаться удержать в сохранности целостность империи. Его внук Нарам-Син был занят попыткой хоть как-то обосновать свою власть над огромной территорией. Если Саргон был завоевателем, воевавшим от имени бога, то Нарам-Син (или Нарам-Суэн, как иногда пишут его имя), объявляет себя самого богом. В честь Нарам-Сина строятся храмы, ему поклоняются и молятся. Но в то же время империя при нем находилась в предкризисном состоянии. Кризис преследовал империю начиная с последних лет жизни Саргона, когда в различных ее частях возникали очаги недовольства. В полной мере кризис возник при первых преемниках Саргона – его сыновьях-близнецах – Римуше и Маништусу.
Спасибо за внимание!