Найти тему
Как живут пенсионеры

Могла бы Цветаева стать богаче и не стать самоубийцей?

Нет. Не могла. Видимо всё было предрешено. Муж— бывший белогвардеец, связанный с НКВД договором о сотрудничестве. Это неестественный альянс. На счастье детей в изломанной революциями и войнами стране не рассчитывают. А их у Цветаевой и Эфрона двое..

Марина Цветаева и её муж Сергей Эфрон
Марина Цветаева и её муж Сергей Эфрон
Их дети Ариадна и
Их дети Ариадна и
-3
Семья  Эфрон
Семья Эфрон
-5

***

Звезда над люлькой — и звезда над гробом! А посредине — голубым сугробом— Большая жизнь— Хоть я тебе и мать, Мне больше нечего тебе сказать, Звезда моя!..

4 января 1920,

Кунцево—Госпиталь

В строках ничего счастливого. Словно предчувствует всю последующую жизнь. Семейная лодка Цветаева— Эфрон разбилась о страшную тогдашнюю реальность.

Так когда же создавались неповторимые шедевры? А вот когда!

«Уж сколько их упало в эту бездну» она написала в 1913 году до первой мировой войны. «Мне нравится, что вы больны не мной» тоже в1913 году. Тогда ей был 21год. «Под лаской плюшевого пледа» написано в1914 году.

Анастасия  и Марина Цветаевы
Анастасия и Марина Цветаевы

Здесь всё по- девичьи мило, даже чудесно, если знать реакцию большинства любителей поэзии на эти нетленные тексты.

Состояние поэтессы в молодые и мирные годы позволило родиться этим бессмертным вещам.

Безмятежная молодость
Безмятежная молодость
В период эмиграции уже другие ноты звучат в её строках:
В период эмиграции уже другие ноты звучат в её строках:

Семья в эмиграции
Семья в эмиграции

***

Никуда не уехали— ты да я—

Обернулись прорехами все моря!

Совладельцам пятёрки рваной—

Океаны не по карману!

Нищеты вековечная сухомять!

Снова лето как корку, всухую мять!

Обернулось нам море— мелью:

Наше лето— другие сьели!

С жиру лопающиеся: жир— их «лоск»,

Что не только масло едят, а мозг

Наш— в поэмах, в сонатах, в сводах:

Людоеды в парижских модах!

Нами — лакомящиеся: франк— за вход.

О, урод, как водой туалетной— рот

Сполоснувший — бессмертной песней!

Будьте прокляты вы — за весь мой

Стыд: руку вам жать, когда зуд в горсти,—

Пятью пальцами— да от всех пяти

Чувств — на память о чувствах добрых —

Через всё вам лицо — автограф!

1932 – 1935

Здесь уже слышно голос не только поэта, но и гражданина, срывающего маски, не желающего лгать.

Поэтические строки проистекают из пережитого автором. И только так. В момент написания стихотворения «Никуда не уехали…» Цветаева по велению судьбы принадлежит к нашему сословию— лишённому средств на простые путешествия. Почему- то биографы Цветаевой обходят стороной это полное экспрессии произведение.

Звонким стихам того же заграничного периода «Мой письменный верный стол», «Хвала богатым», «Ода пешему ходу» литературоведами уделяется больше внимания, тогда как в опальном стихотворении «Никуда не уехали» гораздо более явственно звучит мотив нищеты: «Нищеты вековечная сухомять!»

Надо ли говорить, что нищета при наличии двух детей и больного мужа граничит с полным отчаянием и неверием в жизнь, в бога. Но может быть литературоведов отпугивает натурализм этого правдивого стихотворения? Но мы, большая часть читателей, всегда ратуем за то, чтобы искусство было не для искусства, а для человека. И литература, как часть искусства, тоже призвана служить человеку.

Я хотела бы читать с эстрады это стихотворение. Только где теперь эта эстрада? Где теперь этот слушатель?

Честь и слава композиторам, сочинившим музыку к истинным шедеврам «Хочу у зеркала спросить…», «Уж сколько их упало в эту бездну…», «Мне нравится, что вы больны не мной…».

Как и предполагала сама Марина Ивановна Цветаева, настал черёд её стихам, как драгоценным винам.

Прикасаясь к творчеству Цветаевой, я после многих разочарований снова верю в то, что рукописи не горят. Вот, например, в свои 45 лет я заучила её стихотворение «Благословляю ежедневный труд…», написанное в 1918 году и не забываю из него ни одного слова.

***

Благословляю ежедневный труд,

Благословляю еженощный сон.

Господню милость и Господень суд.

Благой закон и каменный закон.

И пыльный пурпур свой, где столько дыр,

И пыльный посох свой, где все лучи…

— Ещё, Господь, благословляю мир

В чужом дому — и хлеб в чужой печи.

21 мая 1918 года.

Что же до финала жизни Цветаевой, то ей просто перекрыли кислород. Ведь она не прославляла советский эксперимент. Добро бы проходил он по законам логики и совести, как это обещали в агитационных воззваниях. Но было не так. Она прозорливо отметила, что Маяковский стал советским вельможей, приобретя Роллс Ройс. Но Маяковский в самом деле приобрёл « Рено».

Маяковский довольно эпатажен
Маяковский довольно эпатажен
Маяковский  у своего " Рено " с Лилей Брик. Похоже,что снимали папарацци
Маяковский у своего " Рено " с Лилей Брик. Похоже,что снимали папарацци

Что и как приобретали партийные функционеры в молодой советской республике, нет необходимости комментировать. Иван Бунин пострадал за свою правду, когда в «Окаянных днях» описывал происходящее.

И что тут решать дилемму, когда в жизни Марины Ивановны всё было «дьявольски наоборот». В 1939 году арестованы дочь и муж. А ей самой отказали даже в работе посудомойки.

Душевных сил у неё после этого осталось лишь на то, чтобы написать нежное предсмертное письмо сыну.

В 1941 году перед уходом из жизни
В 1941 году перед уходом из жизни
Памятник Марине Ивановне Цветаевой в Тарусе.
Памятник Марине Ивановне Цветаевой в Тарусе.

.