Найти в Дзене
Coracero

Условия применения и общая характеристика приборов наблюдения советских танков. Июнь 1941-го года.

Оглавление

В июне 1941-го года применение советских и германских танков происходило далеко не в одинаковых условиях. Стратегическая внезапность нападения на СССР, которой добился Третий Рейх, проявлялась не в нарушении Пакта о ненападении или отсутствии объявления войны — это всё «гражданская» внезапность, а в обеспечении превосходства сил нападающих на всём сложившемся, в первые дни войны, фронте.

И если, при сравнении сил советских военных округов с группами армий и армиями стран-сателлитов нацистской Германии, задействованными во вторжении, соотношение сил было, примерно, двухкратным, в пользу нападающих*,

  • общая численность Вермахта и армий стран-сателлитов определяется в 5,5 млн человек, в советских приграничных округах 2,7 млн человек
  • "Великая Отечественная Война, 1941-1945. Кампании и стратегические операции в цифрах." Коллектив авторов по руководством М.Э.Морозова.

то в приграничной полосе, на направлениях главных ударов, соотношение сил могло быть любым, какого бы нападающие ни пожелали. Ведь войска приграничных округов не развёрнуты в приграничной полосе, а размещаются на всю глубину их внутренних границ (до 600 км вглубь СССР), поэтому даже на второстепенных направлениях можно было обеспечить двух-трёхкратное превосходство.

Для нанесения главных своих ударов германское командование создало специализированный, под такие условия, инструмент — танковые группы, состоящие, в основном, из самостоятельных подвижных соединений — танковых и моторизованных дивизий, которым придавались пехотные дивизии, иногда целыми корпусами, а также дальнобойная, крупнокалиберная артиллерия и прочие средства усиления. Численность моторизованного «ядра» танковой группы могла составлять 100-120 тысяч человек, а полная численность доходить до 200 тыс человек.

На советской стороне фронта главным средством парировать действия такого подвижного объединения, размером с полнокровную армию, были советские же танковые войска. Благо, реформы Красной Армии 1940-1941-го годов такую возможность им обеспечили.

Чрезвычайный характер применения танковых войск, в ответ на действия быстрого и, одновременно, превосходящего в силах противника, проявил многие проблемы характеристик как боевых машин, так и советского транспорта и техники, в широком смысле слова.

Самые простые примеры: трактора артполков танковых дивизий отстают от танков при форсированном марше — танки действуют без поддержки артиллерии, нет автоцистерн и цистерн-прицепов — танки остаются без топлива, полуторки мотострелков( ГАЗ-АА) не могут двигаться на пересечённой местности, или отстают на плохих дорогах, или их просто нет, не успели получить из народного хозяйства — танки применяются без пехоты... И этот список можно продолжать ещё долго, а потом дополнить многочисленными организационными проблемами и неверными решениями военных уже в ходе войны, что также становились критическими в сложившихся условиях и вынуждали применять танки без поддержки пехоты и/или артиллерии. И проблемами подготовки личного состава недавно созданных соединений, на всех уровнях: от рядовых стрелков, до комдивов.

Возвращаясь к теме статьи, важность средств наблюдения для танков действующих без поддержки пехоты и со своей пехотой различается кардинально. Сколько бы приборов наблюдения не имела боевая машина, каждый из них, на то время (начало 1940-х годов), ограничен узким полем зрения, а члены экипажа «отвлекаются» от наблюдения на свои прямые обязанности. И даже командирская башенка с командиром, как отдельным членом экипажа, не станет панацеей, хотя и даст немалое преимущество при отсутствии поддержки пехоты.

Таким образом, чрезвычайный характер применения советских танковых войск обострил проблему наблюдения за полем боя, из-под брони* советских танков.

  • полноценный осмотр местности производится, в любом случае, не через танковые приборы наблюдения, а "вживую", но противник может этому активно мешать
  • с человеческим зрением - бинокулярным, с широким полем зрения - и современные приборы сравниться пока не могут
В.П.Внуков "Физика и оборона страны." издание 1943-го года.
В.П.Внуков "Физика и оборона страны." издание 1943-го года.

Однако, сама проблема существовала бы и вне зависимости от хода боевых действий.

Перископические панорамные приборы и прицелы для советских танков.

Несмотря на кажущийся широким ассортимент перископических панорамных прицелов и приборов, применявшийся в довоенный период,

  • ПТ-К, ПТ-1, ПТ-4, ПТ-6, ПТ-4-7, ПТ-4-13, ПТ-4-14...

в СССР была единственная "базовая" конструкция панорамного перископического прицела - первым её воплощением на танках стал ПТ-1 образца 1932-го года (под 45-мм танковую пушку 20-К),

другие прицелы этого типа отличались от ПТ-1 прицельными шкалами и шкалами боковых поправок (под танковые орудия с иной баллистикой) или упрощённой конструкцией, без связи с орудием - это уже командирская панорама ПТ-К.

При использовании в роли прибора наблюдения, прицел ПТ и командирская панорама ПТ-К позволяли, при неподвижном окуляре, вращая рукоять привода, осматриваться на местности на все 360 градусов.

Энциклопедия "Отечественные бронированные машины.", том 1; А.Г.Солянкин, М.В.Павлов, И.В.Павлов, И.Г.Желтов
Энциклопедия "Отечественные бронированные машины.", том 1; А.Г.Солянкин, М.В.Павлов, И.В.Павлов, И.Г.Желтов

Одновременно с поворотом объектива ПТ, вращался и броневой "стакан" прицела или панорамы, а синхронный поворот изображения в окуляре обеспечивался свойствами использованной в конструкции ПТ призмы Дове:

Цуканова Г.И. "Прикладная оптика"
Цуканова Г.И. "Прикладная оптика"

Призма внутри прибора поворачивалась со скоростью в два раза меньшей, чем объектив, всегда преломляя изображение в неподвижный окуляр ПТ.

Свойства прицелов и панорам ПТ:

  • увеличение: 2,5 раз
  • поле зрения: 26 градусов по горизонту
  • в метрах: на дистанции 100 метров виден участок местности в 45 метров по горизонтали, на 300 метров - 135 метров, на 500 метров - 225 метров
  • наклон/подъём объектива: 15 градусов вниз и 30 градусов вверх
  • угол поворота и скорость вращения не ограничены
  • положение объектива определяется по шкалам прибора видимым через окуляр, без отрыва от наблюдения

Конструкция прицела была достаточно совершенной, что и обеспечило ей длинную историю применения на советских танках. Собственно, с прицелами типа ПТ советские танки дошли до Берлина и продолжали служить в послевоенный период.

  • ПТ-4-15 на Т-34-85
  • ПТ-4-17 на ИС-2

Но вот командирская панорама ПТ-К с советских танков, в ходе Великой Отечественной, исчезла, сменившись приборами Mk-IV (полностью вращающийся, без увеличения) и смотровыми щелями командирских башенок.

Основной проблемой ПТ, как прибора наблюдения, стало свойство необходимое прибору ПТ, как прицелу - увеличение, которое неизбежно вело к ограничению поля зрения. Прибор исключал одновременное наблюдение двух объектов, например, вероятного положения цели и танка командира, который мог отдавать команды движением танка или флажными сигналами. Узость поля зрения затрудняла и ориентирование на местности из неподвижного танка, и наблюдение в движении.

Косвенной, установка прицела в передней части башни танка, что дополнительно ограничивало осмотр местности габаритами башни.

Советские танки и их приборы наблюдения. Общая характеристика.

С некоторой долей упрощения, среди советских танков можно выделить три основные группы боевых машин, по признаку наличия приборов наблюдения.

Первая группа

  • двухбашенные Т-26, БТ-2, Т-37, Т-38 и Т-40

- это танки постройки начала 1930-х годов и малые танки, которые не имеют панорамных прицелов или командирской панорамы, круговой обзор на этих машинах обеспечивается только вращением башни или башен танка и смотровыми щелями. Не все из них имеют защищённые прицелы и приборы наблюдения для механика-водителя.

Вторая группа

  • танки БТ, начиная с БТ-5, и пушечные Т-26

- это самые массовые машины Красной Армии, трёхместные танки (двухместная башня) с панорамным перископическим прицелом, часть танков могли иметь сразу и панорамный прицел, и командирскую панораму.

Третья группа

  • Т-35, Т-28, Т-34, КВ-1 и КВ-2

- тяжёлые танки и средние многобашенные танки, а также новые танки последних предвоенных лет, эти машины имеют прицелы и командирские панорамы и/или дополнительные приборы наблюдения (вращающийся перископ командира на Т-34 и башенные перископы КВ), которые обеспечивают круговой обзор из-под брони боевой машины, но имеют проблемы с доступом к приборам или с их неудачной конструкцией.

  • эта статья получилась большим предисловием к статье о приборах наблюдения советских танков, просто, чтобы не громоздить дополнительный материал и классификацию в одну статью, но и не оставлять вопросы типа "как это работает" и "почему так получилось"
  • таблицы с характеристиками прицелов советских и германских танков в закреплённом комментарии
  • поддержать канал можно лайком, подпиской, комментарием или финансово: