Уважаемые любители скандинавской мифологии, не спешите жаловаться на меня в спортлото за такой заголовок. Все мифологии нужны, все мифологии важны.
Просто, пока я готовила предыдущую статью, заметила еще одно любопытное отличие славянского загробного мира от скандинавского.
Эти две мифологии имеют немало сходных черт. В конце концов, мы (были) соседи.
Что славяне, что скандинавы одинаково верили в Мировое дерево, Древо Жизни.
В германо-скандинавской версии это ясень Иггдрасиль, в ветвях которого живет всяческая волшебная живность — орел, ястреб, четыре оленя, белка...
У нас тоже есть некий аналог. Правда, у него нет имени, и какой породы дерево, не вполне ясно. Наиболее вероятный кандидат — это, конечно, дуб. Как минимум, есть эвфемизм "дать дуба".
Но это не точно. В "Слове о полку Игореве" это просто "древо".
Живности в его ветвях поменьше — в "СПИ" описан только некий Див.
В общем, в обеих мифологиях это дерево есть, никто этого отрицать не будет.
Однако воспользовались им две культуры очень по-разному...
Под корнями ясеня находится обитель богини Хель. ( Кстати, отечественный аналог — Баба-Яга костяная нога.)
Если вам не повезло, вы не умерли на поле битвы и вас не утащили в Вальхаллу легкокрылые валькирии, или вообще вы промазали и родились женщиной, то вы отправляетесь в безрадостное нижнее царство Хель, которое находится под мировым деревом.
А славяне после смерти залезают на дерево. Правда, что там дальше, не совсем ясно: то ли они живут в небесном царстве, то ли сидят в кроне на пару с Дивом, это другой вопрос.
Обычай класть в могилу специальное древолазное снаряжение был широко распространен на Руси.
Эта традиция изрядно раздражала христианскую церковь, с ней активно боролись.
В "Житии Константина Муромского" рассказывается о победе христианства над язычеством, и прилагается список, какие именно обряды удалось ликвидировать.
Тем же пересташа рекам и озерам требы класти, дуплинам деревянным ветви и убрусцом обвешивати и им поклонятися, все пересташа.
И самое главное, перестали
По мертвых ременная плетения древолазная с ними в землю погребающи
Вот так-то. Пока наши соседи-скандинавы окопались в подземном бункере в ожидании Рагнарёка, мы взбирались наверх.
Так что может и не случайно, что тысячу лет спустя мы первые полетели в космос. Взобрались на самую верхушку Древа Жизни. И даже Белка в этом участвовала — не иначе как с Иггдрасиля перепрыгнула...