Найти в Дзене

Фотография есть, а фотографа в ней нет. Как это? Давайте поговорим!

Кто снимает как все - не фотограф. Это нажиматель кнопок. Или полуфотограф. Фотограф - это тот, кто снимает не как все.

Как такое может быть? - спросите вы, - Ведь без фотографа никакая фотография не может появиться! Это точно. Но есть нюанс, как говорится. Давайте разбираться.

Что нужно для создания фотографии? Правильно: фотокамера (или телефон). Есть. Что еще? Если говорить сухо - объект съемки. То есть, то, что нам понравилось, вдохновило, и мы хотим сохранить наши впечатления в виде фотографии.

Дальше - дело техники: наводим одно на другое и жмем заветную кнопку. И вот тут-то все и начинается. Предположим, в композиции мы немного соображаем, так что кадр выстраиваем без мешающей случайной ерунды. Даже в экспозиции понимаем, поэтому снимок получается не темный и не выбеленный. Все вроде ок. Но почему тогда 90% снимков, которые мы видим в интернете, не вызывают у нас интереса? Почему не цепляют? Почему пролистываем в ленте?

Открываю секрет. Все просто. В фотографии мысли нет! Что такое - нет мысли? Поясняю. Когда хороший фотограф видит интересный сюжет, он начинает думать, как можно “раскрасить” его, что придало бы снимку большей остроты, живости, необычности. В его распоряжении есть довольно много изобразительных “инструментов”. Композицию и умение выставить нужную экспозицию уже упомянули. Что еще?

Давайте разберем, какие еще у нас есть изобразительные "инструменты":

Свет. Или освещение, если вам так нравится. Необычное, выразительное освещение может придать сцене яркости. Не в смысле очень светло, а в смысле очень интересно и необычно. Выхватить из тьмы какие-то предметы, деревья, фигуры людей, создать причудливые узоры из теней. Обычную корягу или камень выдать за фантастическое чудовище. А плоский свет может невыгодно показать даже очень красивое место.

А еще у света есть цвет.

И фотографу важно уметь распознать все возможности имеющегося освещения и грамотно и выгодно использовать его.
Для этого мы должны хорошо представлять, что именно мы хотим рассказать нашим снимком.

Объектив.
Понимание, как оптика отображает пространство, дает возможность строить кадр, уже прогнозируя, как мы будем передавать перспективу. Например, широкоугольный объектив искажает пространство таким образом, что мы можем маленькую комнату воспринимать как большую. Предметы, находящиеся ближе к камере, будут казаться намного больше, чем такие же, но дальше. Параллельные линии будут сходиться более интенсивно.

Длиннофокусный объектив, наоборот, дальние предметы “накладывает” на ближние, уничтожая таким образом перспективу. И сужает угол зрения.

Нам надо это знать, и понимать, как это знание можно использовать, чтобы наш снимок стал наиболее выразительным. А для этого мы должны хорошо представлять, что именно мы хотим рассказать нашим снимком.

Выдержка и диафрагма.
Вот тут уже не про экспозицию. С ней все просто. Мы начинаем решать более креативные вопросы. Хотим ли мы “заморозить” движение, или лучше было смазано, чтобы придать снимку динамики? Хотим ли мы, чтобы все в кадре было резким, или пусть резким останется вон тот человек, а остальное будет нерезким? И, если нерезким, то до какой-степени - чтобы фон был размыт или что-то в нем “читалось”, и насколько?

Тут нам очень пригодится понимание о глубине резкости (ГРИП), чтобы выставлять правильную диафрагму, и о скорости движение объектов, чтобы высчитать нужную выдержку.
А для этого - опять же -
мы должны хорошо представлять, что именно мы хотим рассказать нашим снимком.

Так что давайте сегодня поговорим про мысль. То есть о том, что именно мы хотим рассказать нашим снимком. Чтобы не обижать никого, буду пояснять на примере своих фотографий.

Вот простой пейзаж. Парк Приютино на Дороге Жизни, это в Ленинградской области, недалеко от Петербурга. Люблю приезжать сюда - парк очень маленький, но в нем много живописных уголков. Для фотографа - самое то. Я здесь провел много портретных фотосессий и даже несколько мастер-классов.

Первый снимок я сделал в золотую осень. Нельзя сказать, что он совсем без мысли, но он все-таки простой. Так снимет практически любой: композиция понятная, небо незамысловатое. В общем, пришел и снял. Но дальше заработала та самая “мысль”: а что, если прийти сюда после того как опадут листья? Будет не так красиво, но надо найти какие-то “усилители” воздействия на зрителя.

Что может послужить усилителем? Ветки без листьев дают интересную “геометрию” - значит, у нас есть графика. Что еще? Трава желтая, но кое-где остается зеленой, плюс зелень елок, да еще оттенки коричневого на кустах. Добавляем эти цветные сочетания. Хорошо бы усилить эту картину рассветными или закатными красками. Вычисляю, где и во сколько будет восход и закат, прикидываю, как и при каких обстоятельствах может раскраситься небо.

Еще один нюанс, очень важный: когда восход прямо в стороне, куда направлен объектив, будет сильный перепад яркостей.

Мы можем потерять детали в тенях, поэтому есть два пути решения:

  1. тщательно выверяем экспозицию, и на всякий случай делаем эксповилку или (даже лучше) снимаем в HDR.
  2. ждем момента, когда солнце будет светить из-за туч, тогда перепад яркостей будет меньше, и проработка будет и в светах, и в тенях

Все! Задачи определены. Идем снимать. Ход своих мыслей комментирую под снимками.

Первый снимок. Здесь, помимо тропинки, домика и красивых деревьев, я решил усилить композицию, расположив тропинку с домиком между двумя яркими желтыми пятнами листтьв на дереве справа и на кустике слева.
Первый снимок. Здесь, помимо тропинки, домика и красивых деревьев, я решил усилить композицию, расположив тропинку с домиком между двумя яркими желтыми пятнами листтьв на дереве справа и на кустике слева.
Абсолютно простой и неинтересный кадр при почти полном отсутствии неба. Есть только "ингредиенты" для нашего будущего фотокулинарного шедевра: графика ветвей, тропинка, цвет. Можно сказать - эскиз, дежурный кадр. Ищем "усилители".
Абсолютно простой и неинтересный кадр при почти полном отсутствии неба. Есть только "ингредиенты" для нашего будущего фотокулинарного шедевра: графика ветвей, тропинка, цвет. Можно сказать - эскиз, дежурный кадр. Ищем "усилители".
На восходе появилась красивая раскраска неба. Уже интересней! Стараемся не потерять детали в тенях, чтобы не получилось большое темное пятно.
На восходе появилась красивая раскраска неба. Уже интересней! Стараемся не потерять детали в тенях, чтобы не получилось большое темное пятно.
Маловыразительный рассвет. Его прелесть только в том, что приподнявшееся из-за горизонта солнце выхватило лучами верхушки деревьев и немного светануло на куску листьев на тропе. Что-то в этом есть. Освещение пятнами довольно неплохо работает на восприятие. Ждем, что еще преподнесет нам природа.
Маловыразительный рассвет. Его прелесть только в том, что приподнявшееся из-за горизонта солнце выхватило лучами верхушки деревьев и немного светануло на куску листьев на тропе. Что-то в этом есть. Освещение пятнами довольно неплохо работает на восприятие. Ждем, что еще преподнесет нам природа.
На этот раз был сильный ветер, который гнал тучи с большой скоростью, и картина менялась очень быстро. то все затягивало серыми тучами, то вдруг появлялись разноцветные пятна рассветных лучей солнца. Интересно. Но хочется чего-то более необычного.
На этот раз был сильный ветер, который гнал тучи с большой скоростью, и картина менялась очень быстро. то все затягивало серыми тучами, то вдруг появлялись разноцветные пятна рассветных лучей солнца. Интересно. Но хочется чего-то более необычного.
Поскольку есть очень заметное движение облаков, я решил снять картину  на длинной выдержке - поставил 30 секунд. Раскачивающиеся ветки деревьев немного смажутся, тем самым подчеркнут ощущения бури. Посмотрев, в каком направлении движутся облака, я понял, что, смазанные длинной выдержкой, они дадут очень красивую и необычную картинку. Получилось красиво и драматично. Я делал несколько дублей, потому что ждал, когда пятна раскраски на небе расположатся наиболее красиво и равновесно по всему кадру. Мог, конечно, и не дождаться, всякое бывает. Но повезло.
Поскольку есть очень заметное движение облаков, я решил снять картину на длинной выдержке - поставил 30 секунд. Раскачивающиеся ветки деревьев немного смажутся, тем самым подчеркнут ощущения бури. Посмотрев, в каком направлении движутся облака, я понял, что, смазанные длинной выдержкой, они дадут очень красивую и необычную картинку. Получилось красиво и драматично. Я делал несколько дублей, потому что ждал, когда пятна раскраски на небе расположатся наиболее красиво и равновесно по всему кадру. Мог, конечно, и не дождаться, всякое бывает. Но повезло.

А как вы стараетесь найти креативное решение? Давайте поговорим.

#рассвет #закаты #фото заката #советы фотографам #советы фотографа #советы по фотографии #советы по фотосъемке