Приветствую вас, друзья!
Прошу прощения за небольшую задержку, вызванную техническими причинами. Как и обещал в первой части рассказа, сегодня мы с вами продолжаем гулять по городу Орлу, который я посетил на майские праздники. Сегодня продолжаем осматривать условно непарадную часть города. Давайте гулять!
Навигация по циклу:
> Часть 1-я
> Часть 2-я
> Часть 3-я
> Часть 4-я
Также традиционно напоминаю, что хождение по железнодорожным путям опасно!
1. В прошлый раз мы остановились у трамвайной линии по Грузовой улице. Собственно трамвайная линия нас и интересовала, но не эта, а другая, на соседней улице Пушкина. Для тех, кто забыл напомню, что из-за ремонта Красного моста в Орле трамвай во многих местах сейчас временно (надеюсь!) заменён на автобусы.
2. Поэтому нам пришлось ещё чуть-чуть побродить по окрестным переулкам. Частный сектор.
3. После Москвы, словно, в другой мир попадаешь. У нас такое разве что в Троице-Лыково можно увидеть нынче.
4. Но вернёмся к трамвайным путям. На этот раз на улице Пушкина. Это вид в сторону центра.
5. А это в сторону железной дороги. Туда-то мы и направились.
6. Какой-то прямо деревенский уют, но с трамвайной линией! Очень душевное сочетание. Жалко, что трамваи сейчас не ходят.
7. И вот мы подходим к кольцу «Улица Пушкина». Оно было открыто 23 июля 1953 года. Обслуживает маршрут № 3 — Улица Пушкина — завод «Химмаш». Время проезда по всему маршруту 45 минут. В настоящее время взамен трамвая здесь действует компенсационный автобусный маршрут № 3т «Улица Пушкина ‒ ЦУМ».
8. Кольцо как кольцо, вроде бы ничего примечательного, но не совсем...
9. А необычно оно тем, что имеет гейт на железную дорогу к железнодорожной станции Орёл. Правда, судя по виду, он давно не используется.
10. Путь на станцию.
11. Взгляд назад.
12. В отличие от разобранного ныне (надеюсь, временно) угрешского гейта в Москве, здесь нет прямой связки трамвайной линии со станционными путями станции Орёл. Трамваи здесь сгружали и ставили на рельсы, а дальше они уже следовали самостоятельно. Хотя, ранее, возможно, соединение и существовало.
13. Станция Орёл. Слева - грузовой двор, справа - пути пассажирского вагонного депо Орёл.
14. Южная горловина станции Орёл. Влево отходит путь к Семинарскому парку станции.
15. Путевая машинная станция № 309 станции Орёл.
16. Ветвь в Семинарский парк. Там расходятся пути на Курск, Льгов и Елец. Таким образом, станция Орёл представляет собой узел, где идущая с севера из Москвы дорога расходится на четыре направления - главный ход на Курск и второстепенные на Елец, Льгов и Витебск, который я не упомянул выше, потому что старая дорога на Витебск ответвляется здесь, в южной горловине станции Орёл.
17. Вообще железные дороги на территории нынешней Орловской области появились благодаря первому крупному проекту строительства и развития железнодорожной сети России в 1860-е годы. Автором проекта новых железнодорожных веток стал министр путей сообщения Павел Мельников. Для первоочередного строительства были предложены 4 ветки:
Южная (Москва — Севастополь), Восточная (Орёл — Елец — Тамбов — Саратов), Западная (Орёл — Смоленск — Витебск) и Юго-Восточная (Екатеринослав — Ростов-на-Дону). Кроме того, предусматривался проект сооружения Юго-Западной магистрали по маршруту Одесса — Брянск. Предпосылками к такому грандиозному сооружению железных дорог стали необходимость быстрых товароперевозок и нужды военно-промышленного комплекса Империи. Средства для строительства были нужны не малые и они были получены оригинальным способом — от продажи Аляски США. По стечению обстоятельств Орловская губерния оказалась в центре будущих железнодорожных магистралей, и это было не случайно. Министр финансов Михаил Рейтнер ожидал от новых железных дорог увеличение экспорта, а как следствие — получение валютных средств на дальнейшее развитие. Орёл же являлся одним из крупнейших сельскохозяйственных центров страны, а имея железнодорожный путь для вывоза продукции, как подчеркивал известный историк Александр Корнилов, он должен был стать главным экспортным узлом страны.
В мае 1864 года был издан указ о начале строительства первой очереди Южной дороги Москва — Орёл. Смета расходов на прокладку путей на разных участках магистрали даже по тем временам впечатляет. В черте Москвы каждая верста пути обошлась в 140 тысяч рублей, до Орла — 45 тысяч за версту, до Курска — 35 тысяч. Путь до Москвы из отдаленных участков страны стал гораздо легче.
18. Станция Орёл. Правда, вокзал отсюда не видно, станция огромная.
19. Южная горловина.
20. Справа - гаражи, кладовки, стройгруппа, пилорама дистанции пути ПЧ-25.
21. Ещё немного видов на север.
22.
23. И потихоньку движемся на юг. Влево, как я уже говорил, отходит линия к Семинарскому парку станции, правее - подъездной путь базы «Хозторг Черноземье», справа - тупик, а вот посередине - историческая линия на Запад (Орёл - Смоленск - Витебск), упомянутая выше.
24. Вот по ней-то мы и прогуляемся.
25. Взгляд назад.
26. И ещё один с рельсовым автобусом и входным светофором станции Орёл.
27. Частный жилой дом у старой железнодорожной линии. Хотел бы я себе такую дачу! Жарить шашлычки с видом на проносящиеся составы...
28. Величественное здание элеватора Орловского мелькомбината. Красота! А вот обслуживается комбинат через подъездной путь от Семинарского парка.
29. А мы идём дальше. Вновь стал накрапывать дождик.
30. Повсюду среди щебня на путях встречались вот такие камушки, напоминающие ягоды. Кто-нибудь может подсказать, что это такое?
31. Взгляд назад.
32. Ливенский путепровод. Построен в 1970 году. По нему проходит ещё одна важная городская магистраль 1-я Курская улица, которая соединяет юг города с Московской улицей.
33. Ещё один взгляд назад через телевичок.
34. Сделав привал под путепроводом, чтобы отдохнуть и переждать усилившийся дождь, мы обнаружили вот такое нетривиальное граффити.
35. Тем временем дождь кончился и мы пошли к конечной точке прогулки по непарадной части города, а именно в сторону охраняемого моста.
36. Там открываются очень красивые виды, конечно. Перед мостом стоит входной светофор расположенной уже на другом берегу Оки станции Кромская.
37. С помощью телевичка удалось даже заглянуть на саму станцию. Она была открыта в 1891-м году на действующей линии. Сам мост открыт на месте старого, который в свою очередь был открыт в 1868-м году и тогда именовался «Витебским», на каждом берегу и в реке было по одной опоре. Он был разрушен в августе 1943 года. Заново построен после освобождения Орла от нацистских оккупантов. Опор в реке стало две, новый мост железный клёпанный однопутный. Мы ещё взглянем на него со стороны во второй части повествования. Охраняется полицейскими с собаками, поэтому, как вы понимаете пройти по нему нельзя.
38. Поэтому нам пришлось лезть в довольно высоку горку, которая после дождя была раскисшей. И это восхождение превратилось в целый квест с использованием подручных палок в качестве рычагов, но всё же спустя четверть часа мучений эту "гору" мы успешно покорили, отделавшись грязной обувью и были вознаграждены за труды работающей колонкой в 10 метрах от обрыва, где и отмылись. Вид с горки на входной.
39. И на мост с будкой охраны.
40. Ну, а затем мы поступательно двинулись в сторону исторического центра...
Но об этом читайте уже в следующей части повествования. А на сегодня всё. Надеюсь, что было интересно и необычно. Спасибо за внимание и до скорой новой встречи. Будьте здоровы, живите богато и никогда не старейте душой!
И не забывайте подписываться на канал, чтобы не пропустить очередную прогулку!
Навигация по циклу:
> Часть 1-я
> Часть 2-я
> Часть 3-я
> Часть 4-я
#орёл #путешествия #транспорт #трамвай #архитектура #промышленность #черноземье #железная дорога #поездки по россии #орловская область