Найти тему
Клиника доктора Шурова

Не довожу дела до конца. Почему это случается и как это исправить? Рассказывает психотерапевт

Оглавление

Недоведение дел до конца – очень распространенная и разносторонняя проблема. Ее причины могут скрываться как в физиологическом состоянии организма, так и в особенностях личности, ее детском и взрослом жизненном опыте. Психиатр, психотерапевт и кандидат медицинских наук Елена Боярская рассказывает, каковы причины и последствия этого явления − и как исправить ситуацию.

Незавершенные дела – какими они бывают?

Можно отметить 5 вариантов сценария «Незавершенных дел»:

· Бросаем дело почти сразу после его начала

· Бросаем начатое уже на полпути к цели

· Бросаем работу «на рассвете» − когда завершение уже рядом

· Доводим до конца, но не развиваем его дальше и переходим к другому виду деятельности

· Доводом до конца, но не пользуемся результатами достижения

Источник: Яндекс-картинки
Источник: Яндекс-картинки

Физиологические причины

Нередко причиной снижения работоспособности и нехватки энергии на завершение дела становятся эндокринные расстройства. Чаще это дисфункция щитовидной железы – гипотиреоз, то есть пониженная выработка гормонов тироксина и трийодтиронина. Эти вещества влияют на скорость биохимических процессов в организме.

При гипотиреозе обмен веществ замедляется, когнитивные функции мозга угнетаются. Человек испытывает сильную усталость, сонливость, вялость и заторможенность, общий недостаток энергии.

На работоспособность и мотивацию к действию также могут повлиять хронические боли или инвалидность, которые не до конца «прожиты» и «приняты» − осознание своей физической неполноценности или постоянный физический дискомфорт подтачивают человека, подавляют его мотивацию.

Психосоциальные причины

Но чаще всего проблема скрывается не в физиологических, а в психологических особенностях человека:

Темперамент

На наши действия во многом влияет тип темперамента. Например, холерики и сангвиники – более активны и подвижны по своей натуре, они обладают быстрой реакцией возбуждения. Но при этом они быстрее и чаще «перегорают», теряют интерес к начатому и переключаются на новые задачи и планы. А вот более спокойные типажи – флегматики, меланхолики – идут к своей цели медленно и планомерно, чаще доводят начатое до конца.

Источник: Яндекс-картинки
Источник: Яндекс-картинки

Перфекционизм

Перфекционисты – люди с завышенными требованиями к себе, чрезмерной самокритикой. Они часто ставят перед собой нереалистичные цели, берут повышенную нагрузку. Они же часто «стопорятся» на первых же этапах реализации плана, потому что не могут выполнить их «идеально» и не переходят к следующим действиям. Или же останавливаются за шаг до цели – в последний момент им кажется, что результат недостаточно хорош, и нужно все «переделать», начать заново.

Нет четкой цели

Дело сложнее довести до конца, когда конечное требование к результату размыто, не оформлено четко. Например: «Я хочу похудеть» вместо «Мне нужно сбросить 2 кг до следующей недели».

Нет личной заинтересованности в результате

Мотивация к действию всегда основывается на потребности человека, личной заинтересованности: «Что я получу, когда выполню задачу?».

Если у человека нет четкого представления о том, зачем он работает над задачей и какие преимущества ему даст конечный результат – у него просто не получится быть продуктивным на пути к реализации проекта.

Источник: Яндекс-картинки
Источник: Яндекс-картинки

Основные причины такой ситуации:

Навязанные требования. Человек вынужден выполнять работу, которая не принесет выгоды конкретно ему, или же перерабатывает без должного поощрения.

Моральный конфликт. Выполнение задачи входит в противоречие с моральными установками человека. Например, ему нужны деньги, но для этого нужно совершить безнравственный поступок, пойти на преступление.

Слабые навыки самоорганизации

Достижение конкретной цели требует от человека личной дисциплины – умения отказать себе в сиюминутных удовольствиях в пользу вынужденных действий, которые принесут пользу не прямо сейчас, а в будущем.

Источник: Яндекс-картинки
Источник: Яндекс-картинки

Нарушения дисциплины и самоконтроля часто формируются еще на этапе взросления, в детстве. Например, на эти факторы влияет пример родителей – если они были последовательны в достижении своих целей, принимали решения и действовали хаотично в зависимости от ситуации, часто полагались на «счастливый случай» − ребенок не научится принимать ответственность за свои действия и брать жизнь в свои руки.

Но дисциплину можно воспитать в себе и во взрослом возрасте. Например, вести ежедневник, учиться реалистичному и последовательному планированию, придумывать для себя систему поощрений за выполнение промежуточных и конечных действий.

Выученная беспомощность

Этот фактор нарушения мотивации и самодисциплины стоит выделить отдельно.

Выученная беспомощность – состояние, при котором человек отказывается от попыток начать или продолжить какое-либо действие, потому что он заведомо убежден в своей неудаче.

Чаще всего выученная беспомощность формируется еще в раннем детстве на фоне опыта потери контроля и запрета на самостоятельность. Например:

Родитель в спешке собирает ребенка в детский сад и говорит ему одеться. Ребенок не может сделать это быстро – и раздраженный родитель со словами «Ничего сам не можешь!» одевает малыша сам.
Ребенок моет посуду по просьбе мамы. Она видит, что у малыша получается плохо – но вместо того, чтобы спокойно указать ему на ошибки, она критикует его действия и принимается за работу сама.

Признаки и виды выученной беспомощности

Мотивационный дефицит. Человек не может начать или продолжить действие, потому что имеет опыт негативного воздействия при завершении дела. Например:

Родители мотивируют ребенка участвовать в спортивном мероприятии. Он соглашается, но при первой же попытке не добивается значимых результатов – и вместо поощрения получает от родителей критику, хотя требованием было участие, а не победа.

В его сознании закрепляется установка: «Лучше вообще ничего не делать, тогда меня не будут критиковать».

Источник: Яндекс-картинки
Источник: Яндекс-картинки

Ассоциативный дефицит. Человек отказывается от действия из-за опыта негативных последствий даже при хорошем выполнении задачи. Например:

Родители попросили ребенка помыть пол. Он выполнил просьбу, но вместо похвалы получил упрек: «А почему еще и плинтуса не протер?».
Руководитель принимает у работника проект и вносит свои правки. Работник изменяет проект и получает новые правки. Череда изменений затягивается (проект при этом даже может прийти к его первоначальному виду), а руководитель принимает его как бы «нехотя», давая работнику понять, что он все равно недостаточно хорош.

В обоих случаях и у ребенка, и у взрослого закрепляется установка: «Что бы я ни делал, все не так. Я никогда не смогу добиться похвалы, а значит – можно сразу делать все без энтузиазма, вполсилы».

Эмоциональный дефицит. Человек не ощущает эмоционального подъема при выполнении задачи, потому что у него нет позитивного подкрепления своих достижений. Например:

Ребенок может учиться на четверки, или быть круглым отличником – в обоих случаях он получит одинаковое реакцию от родителей, они не будут акцентировать внимание на том, что он улучшил свои показатели.
Работник может заключить 1 договор, или же 5 – но в любом случае получит одинаковую зарплату.

В этой ситуации у человека формируется установка «Не нужно стремиться делать лучше и больше – все равно никто этого не оценит».

Еще больше о выученной беспомощности мы писали здесь.

Последствия незавершенных дел

Прежде всего, регулярный опыт незавершенных задач снижает мотивацию и самооценку человека. Вместо того, чтобы сосредоточиться на текущей задаче, человек погружается в неприятные воспоминания о прошлых ошибках, тревожится на фоне негативного опыта.

Источник: Яндекс-картинки
Источник: Яндекс-картинки

Эта проблема может приводить и к более тяжелым последствиям. В частности – формированию психических нарушений: депрессии, тревожного и других невротических расстройств.

У людей, которые страдают от «незавершенных дел», появляются и психосоматические заболевания. Наиболее яркий пример – внезапное ухудшение самочувствия при мысли о важном проекте или на важных этапах выполнения задачи.

Болезнь – как возможность отказаться от действия.

Подробнее о психосоматике мы писали здесь.

Как довести дело до конца? Алгоритм действий

1. Понять и проработать мотивацию. Задайте себе вопросы: «Зачем я это делаю?», «Что мне это даст?», «Какую потребность это восполнит?», «Какие у меня есть ресурсы для достижения задуманного?».

2. Конкретизировать цель и сроки. Избегайте общих формулировок – сформулируйте точную цель, желаемый конечный результат и срок его достижения. При этом важно трезво оценивать свои возможности – например, можете задать себе вопрос «Что я реально смогу и успею сделать без вреда для здоровья и других сфер жизни?». Назначайте сроки с запасом на непредвиденные обстоятельства.

3. Продумать позитивное подкрепление. Решите, какой подарок вы себе сделаете по окончанию проекта, по завершению важных промежуточных этапов работы.

4. Проработать негативный исход. Подумайте о том, что произойдет, если вы не сможете достичь желаемого результата. Здесь важна работа с самооценкой. Примите, что не всегда возможно с первой попытки добиться больших высот. Помните – «проигрыш» говорит не о том, что вы «неудачник», а о том, что вы совершили действия и получили ценный опыт, пусть и негативный. Теперь вы на шаг ближе к цели и не совершите прежних ошибок. Также полезно чаще вспоминать о своих прежних достижениях, черпать в них уверенность в своих силах.

5. Закрепить позитивное мышление. Старайтесь смотреть в будущее с оптимизмом. И, по возможности, дистанцироваться от людей, которые подрывают вашу уверенность в достижении результата.

6. Составить подробный план. Разбейте предстоящую работу на мелкие блоки, подзадачи с промежуточными осязаемыми результатами. Обязательно включите в план работы перерывы – время для отдыха. Старайтесь не жертвовать этим временем для ускорения продвижения к цели или «наверстывания» упущенного на предыдущих этапах – иначе вы рискуете «перегореть» от переутомления.

7. Начинайте с малого. Если вы часто сталкиваетесь с «незавершенными делами», стоит для начала придумать себе несколько мелких, но легко достижимых целей. Их реализация поможет вам повысить самооценку, даст силы для работы над более серьезными задачами.

Другие статьи по теме:

Как избавиться от чувства вины? Рассказывает психотерапевт

Детские травмы: как они влияют на взрослую жизнь. Рассказывает психиатр

Очень ждем от вас комментарии и обратную связь, мы пишем статьи по вашим запросам. Задавайте вопросы и высказывайте мнение, это важно для нас!

И будьте здоровы!