В 2022 году исполняется 129 лет со дня рождения русского писателя, фольклориста, публициста и художника Бориса Викторовича Шергина.
Борис Викторович родился в Архангельске в семье потомственного морехода и корабельного мастера. Отец передал сыну дар рассказчика и страсть ко всякому «художеству»; мать – коренная архангелогородка, познакомившая его с народной поэзией Русского Севера.
Борис Шергин с детства постигал нравственный уклад, быт и культуру Поморья: срисовывал орнаменты и заставки старинных книг, учился писать иконы в поморском стиле, расписывал утварь. Ещё в школьные годы стал собирать и записывать северные народные сказки, былины, песни. Учился в Архангельской мужской губернской гимназии, затем в Строгановском центральном художественно-промышленном училище.
Работал как художник-реставратор, заведовал художественной частью ремесленной мастерской, внёс вклад в возрождение северных промыслов (в частности, холмогорской техники резьбы по кости), занимался археографической работой (собирал книги «старинного письма», древние лоции, записные тетради шкиперов, альбомы стихов, песенники).
В 1922 году окончательно переехал в Москву – работал в Институте детского чтения Наркомпроса, выступал с рассказами о народной культуре Севера с исполнением сказок и былин, в основном перед детской аудиторией. В 1934 году вступил в Союз писателей СССР. В газетах и журналах Шергин помещал статьи литературоведческого и искусствоведческого характера, реже – литературные произведения.
Первую книгу Бориса Викторовича «У Архангельского города, у корабельного пристанища» (1924) составляют сделанные им записи шести архангельских ста́рин (былин) с нотацией мелодий, напетых матерью.
Разителен переход от торжественно-печальных песен к грубовато-озорному юмору второго сборника «Шиш Московский» (1930) – «скоморошьей эпопеи о проказах над богатыми и сильными».
В 1936 и 1939 годах изданы ещё два фольклорных сборника Бориса Шергина: «Архангельские новеллы» и «У песенных рек».
«Поморщина-корабельщина» (1947) объединяет произведения, с которыми писатель выступал в военные годы в госпиталях и воинских частях, клубах и школах. В 1957 году опубликованы «Поморские были и сказания», а в 1959 – один из самых объёмных сборников «Океан – море русское». Тогда же в газете выходит статья известного мастера слова Леонида Максимовича Леонова, в которой он высоко оценил творчество Бориса Шергина.
В 1967 году появилось самое полное из его прижизненных изданий – «Запечатлённая слава».
Некоторые произведения фольклориста легли в основу театральных постановок и мультипликационных фильмов – «Волшебное кольцо» (1979, реж. Л.В. Носырев), «Мартынко» (1987, реж. Э.В. Назаров), «Пинежский Пушкин» (2000, реж. Л.В. Носырев) и многих других.
В 2019 году была найдена единственная известная лицевая рукопись Бориса Шергина «Сон Богородицы», содержащая 11 миниатюр, созданных предположительно в период 1914-1928 годов.