Греческий криминальный кинематограф в последние годы показывает весьма неплохие результаты. Если фильм «Небеса» («Рыбка») можно было бы назвать своего рода «Леоном» в балканском стиле, то ленту «Среда 04:45» в стилистическом отношении допустимо сравнить с прославленным сериалом «Во все тяжкие». Общей в обоих случаях является трансформация «мирного человека», который начинает демонстрировать повадки подлинного хищника.
Но если говорить о сюжетной канве, то можно обнаружить схожесть с артхуасным нео-нуаром «Убийство китайского букмекера» (1976). Главный герой «Среды» владеет ночным клубом, в котором играют качественный джаз. Дело всей жизни. И музыка для него значит больше, чем семья. На это указывает сцена, когда дети повредили редкую пластинку из коллекции отца.
Впрочем, даже эта работа не приносит Стелиосу утешения. А потому возникают проблемы: одна за другой. Сначала - зависимость от «химии», затем – возможный развод с женой. В итоге на горизонте появляется румынский криминальный авторитет, который некогда одолжил заметную сумму и требует вернуть долг.
Не то что бы эта просьба была совершенно неожиданной, но основной персонаж втайне надеялся, что деньги он будет возвращать частями и течение некоторого времени. Однако ему предложено расплатиться сразу же. Если это не представляется возможным, то выходом из ситуации будет отдача клуба.
А чтобы Стелиос не делал всякого рода глупостей, как невзначай интересуются: берет ли всё так же его маленькая дочь по четвергам уроки игры на гитаре? Что подобные намеки означают, герой фильм узнает почти сразу же, когда ему предложено выполнить несколько поручений. Мол, ты всё равно должен, а потому тебе надо производить хорошее впечатление.
Оказывается, криминальная группировка нацелилась не только на его клуб. Во всех случаях методы воздействия почти одинаковые – «дидактическое» похищение ребенка. Хотя в одном случае план дал сбой. Некий албанец оказался как-то излишне «нервным», а потому погиб от пули. Теперь надо увести его сына в назначенное место.
От «Аризонской мечты» до «Кровавого четверга»: будоражащие роли Паулины Поризковой
Стелиос понимает, что мальчик в смертельной опасности, а потому нарушает приказ. Чем дальше, тем отчетливее и отчетливее (в том числе через сторонние «знаки») главный герой понимает, что его уже давно приговорили и жив он лишь потому, что нужно соблюсти некоторые формальности, вроде официальной передачи клуба.
Как-бы-Шэрон-Стоун, но с иным именем и в другом амплуа
Явственное осознание собственной обреченности дает возможность действовать, не озираясь назад. Если нечего терять, то надо ли бояться риска? Всё это подано в подлинно нуарной манере на фоне массовых беспорядков, которые потрясали Грецию лет десять назад. И символом этого решительного отчаяния становится подожженная рождественская елка.