Брюса Ли многие считают величайшим мастером боевых искусств за всю историю человечества. Другие его поклонники отмечают, действительно, великолепную физическую подготовку "Маленького Дракона" и явный талант создания кассовых оригинальных фильмов. Наконец, достаточное количество людей знают, что после себя Ли оставил не только фактически созданный им жанр "гонконгского боевика", но и собственное боевое искусство - джиткундо, оно же JKD. Однако мы не видим побед адептов JKD в различных миксфайт-промоушенах, вроде ММА. Мы не видим даже попыток. При этом само джиткундо не стало популярным видом единоборств или спорта. Хотя сам создатель считал его универсальным средством победы в рукопашной схватке и методом, который приложим к изучению любого другого стиля боевых искусств.
В чем же дело?
Технически, JKD вобрало в себя элементы самых разных боевых систем - китайских стилей у-шу, корейского тхэквондо (в знаменитой сцене поединка Брюса Ли с Чаком Норрисом Чаки демонстрирует именно тхэквондо, а не каратэ), бокса и даже филиппинских техник ведения боя с оружием и без. Уже поэтому трудно представить себе адепта джиткундо на соревнованиях по какой-либо из перечисленных дисциплин: он просто не сможет применять большую часть того, чему учился.
В то же время популярный в наши дни миксфайт предъявляет слишком серьезные требования к эффективности бойца в ущерб возможной зрелищности. А стиль Брюса Ли, разработанный явно с оглядкой на включенную кинокамеру, слишком сосредоточен именно на красоте и зрелищности приемов. В этом его можно сравнить только с другим гоконгцем - Джеки Чаном. Который, впрочем, всегда признавал, что в первую очередь актер и ни с одним серьезным бойцом всю прелесть своих приемов показать не сможет.
Если углубляться в технику JKD, можно заметить ее, вопреки ожиданиям, крайнюю ограниченность. В джиткундо почти нет прямых ударов, а все активные действия завязаны на различные финты, уловки и обманки. Что делать, если противник не повелся на уловки и предпочитает действовать тупо и прямо - джиткундо "не знает". Идея взять минимальный набор элементов и "заточить" их до совершенства - кажется благодатной. Но в результате, как показали многочисленные опыты, система теряет гибкость и ее становится трудно приспособить к конкретным обстоятельствам. В этом отличие джиткундо от традиционных систем вроде бокса, борьбы или каратэ, где на первый взгляд, ставка делается на грубую примитивную силу, но которые в то же время обладают удивительно широкой сферой возможного применения - от самозащиты до коммерческих выступлений в самых разных промоушен-форматах.
Видимо, сам Брюс Ли это прекрасно понимал, потому что настаивал, что его боевое искусство - вовсе не набор техник, а метод познания себя и мира. Кажется, где-то мы такое уже слышали. Ах, да! Айкидо Уэсибы Морихэя, которое тоже настолько круто, что его невозможно увидеть на соревнованиях, потому что это не боевое искусство, а метод и философия.
В сухом остатке, если трезво оценивать джиткундо, можно констатировать, что это типичный "киношный" стиль боевых искусств, созданный, чтобы хорошо смотреться на киноэкране, но практически бесполезный в жизни или в мире профессиональных единоборств. Впрочем, заслуг самого Брюса Ли это нисколько не умаляет. Создать то, что люди будут помнить десятилетия (а может, и столетия!) после твоего ухода - на такое способен только настоящий талант. Который у Брюса ли, конечно же, был.