Найти тему
Любимые художники

Любимые художники - Уильям Тёрнер

Джозеф Мэллорд Уильям Тёрнер (1775 - 1851)

Британский художник, пейзажист, певец солнца, моря и стихии. Тёрнера часто называют "предтечей импрессионистов". Так это или нет - попробуем сегодня разобраться. А вот предтечей одного из самых известных русских художников он был с совершенной очевидностью.

"Последний рейс фрегата "Отважный" (1839, Национальная галерея, Лондон)
"Последний рейс фрегата "Отважный" (1839, Национальная галерея, Лондон)

Тёрнер добился признания уже в довольно молодом возрасте, был популярным и успешным художником - при этом для своего времени художником достаточно новаторским. Есть легенда, что последними словами его на смертном одре были "Солнце - это Бог!" Возможно, Тёрнер был одним из первых больших художников, который осознал солнце источником не только света, но и цвета. Цвет, тональная и воздушная перспектива занимают в его работах главенствующее место. Вероятно, в этом и заключается его предвосхищение импрессионизма.
Давайте взглянем на одну из его акварелей.

"Алый закат" (1840, Тэйт, Лондон)
"Алый закат" (1840, Тэйт, Лондон)

Ничего не напоминает? По мне, так это просто ранняя и закатная версия знаковой для импрессионизма работы - Impression, soleil levant :)

Клод Моне. "Впечатление. Восход солнца" (1873)
Клод Моне. "Впечатление. Восход солнца" (1873)

Готовясь к написанию этого поста, в одной из биографий вычитал фразу, что Тёрнер добился от акварели (а он много работал акварелью и начинал с неё) выразительности масляной живописи. А на мой дилетантский взгляд - ровно наоборот: Тёрненр в свои работы маслом привнёс зыбкость, мягкость и какую-то даже мимолётность акварели.

"Улисс насмехается над Полифемом. «Одиссея» Гомера" (1829, Национальная галерея, Лондон)
"Улисс насмехается над Полифемом. «Одиссея» Гомера" (1829, Национальная галерея, Лондон)

Такая техника, видимо, очень подходила к одной из любимых тем Тёрнера - стихии. Вот, например:

"Пожар в здании парламента 16 октября 1834 года" (1835, Музей изящных искусств, Кливленд)
"Пожар в здании парламента 16 октября 1834 года" (1835, Музей изящных искусств, Кливленд)

Говорят, во время этого пожара Тёрнер нанял лодку и наблюдал за ним с Темзы, делая зарисовки, которые позже использовал при написании картины. А ещё есть довольно известная легенда (не уверен в её достоверности), что однажды, путешествуя на корабле и попав в шторм, Тёрнер попросил матросов привязать его к матче и писал стихию прямо в режиме реального времени.

"Снежная буря. Пароход у входа в гавань" (1842, Тейт, Лондон)
"Снежная буря. Пароход у входа в гавань" (1842, Тейт, Лондон)

Тут даже не импрессионизм, а вообще какой-то авангард. А ведь это только середина XIX века!

"Дождь, пар и скорость. Большая западная железная дорога" (1845, Национальная галерея, Лондон)
"Дождь, пар и скорость. Большая западная железная дорога" (1845, Национальная галерея, Лондон)

1845 год. Эдуару Мане ещё только 13, а Клоду Моне и вовсе - 5.

Но влияние Тёрнера на мировую живопись не ограничивается одними импрессионистами. Вот, взгляните:

"Бедствие на море" (1835, Тейт, Лондон)
"Бедствие на море" (1835, Тейт, Лондон)

А теперь русская народная картина:

Иван Айвазовский. "Девятый вал" (1850, Русский музей)
Иван Айвазовский. "Девятый вал" (1850, Русский музей)

Тёрнер и Айвазовский были знакомы. Встретились они в Италии, в 1842 году, когда Тёрнеру было уже под 70, а Айвазовскому только 25 - возраст хоть и молодой, но уже не совсем ученический. Айвазовский уже достиг определённых успехов и славы, и вроде как инициатором их знакомства был именно Тёрнер - он увидел и высоко оценил работы русского мариниста. На Айвазовского, надо полагать, встреча тоже произвела впечатление.

Ну и ещё парочка работ.

"Догана и Санта Мария делла Салюте в Венеции" (1843, Национальная галерея искусства, Вашингтон)
"Догана и Санта Мария делла Салюте в Венеции" (1843, Национальная галерея искусства, Вашингтон)
"Замок над морем на рассвете" (1845, Тейт, Дондон)
"Замок над морем на рассвете" (1845, Тейт, Дондон)

Уильям Тёрнер прожил довольно долгую жизнь. Познал и славу и непонимание (его отход от реализма не всем пришёлся по душе). В отличии от многих художников, Тёрнер умел обращаться с деньгами - умело вкладывал заработанное в лучшие годы. Обладал, говорят, весьма тяжелым и склочным характером.
Закончим автопортретом Тёрнера. Молодого Тёрнера.

"Автопортрет" (1799, Тейт, Лондон)
"Автопортрет" (1799, Тейт, Лондон)

Сегодня была сплошная романтика, а в следующий раз будет приземлённый быт. Наблюдательный и ироничный русский мастер, стать художником которому велел сам Николай I.

#искусство #художники #живопись

#изобразительное искусство #тернер