Один из немногих актеров, достойных уважения, граничащего с преклонением. Не знаю, что мне нравится больше - смотреть на него в кино или читать его книжки.
Кстати, делать последнее я вам настоятельно рекомендую. Они не только глубокие, пронзительные, информативные, но и безумно смешные. Поднимете себе жизненный тонус.
Назван Василием в честь Качалова, с которым дружил отец.
Орден Британской империи не из рук, а через посольство (лично королева только президентам вручает, таков протокол) - в мировом кинематографе получили только Стивен Спилберг, Элизабет Тейлор и он.
Хорошо рисовал, сдал экзамены в Суриковский институт, но понял не проживет без актерства. Отнес оценки и документы в Щукинское, но отец позвонил Рубену Симонову и попросил - если у сына не обнаружится способностей "гнать в шею".
Из книги "Помни о белой вороне", посвященной Евгению Урбанскому, к которому он относился с невероятной нежностью и любовью:
В городе Кызыле, где проездом была наша киноэкспедиция, шел фильм «Коммунист». Урбанский позвал меня в кинотеатр.
– Давай посидим, посмотрим. Не на меня, чудак, на публику. Ведь интересно.
Весь сеанс он мешал мне. Гудел в ухо:
– Плохо у меня, смотри, плохо… Не так тут надо было… А это ничего, получилось… А сейчас будет кадр, где я руки забыл помазать. А тут хорошо… смотри, хорошо стою, как олень…
Это была сцена любовного свидания, где он правда стоял хорошо и правда как олень.
О Фаине Раневской на озвучании Карлсона (режиссер мультфильма Борис Степанцев ее безумно боялся и долго готовился к встрече):
Все сведения, которыми Боря набивал свою переутомленную голову всю ночь и большую часть утра, теперь вырвались на свободу, немыслимо перепутавшись в еще никем не слыханную теорию работы с актером. Боря от природы слегка закашивал одним глазом, а тут зрачки его совершенно разъехались по обе стороны лица, и было заметно, что Раневская пытается поймать его взгляд, но ей это никак не удается.
– Ну вот что, – вдруг произнесла Фаина Георгиевна, когда фонтан несколько иссяк, – мне карманный Немирович-Данченко не нужен! Идите вот туда, – ее палец указал в сторону звукооператорской рубки, – и смотрите на нас из этого аквариума. А мы с Василием Борисовичем начнем работать. ...
Партнерский контакт между мной и Фаиной Георгиевной установился мгновенно.
– Это вы сами придумали «день варенья»? Я сразу поняла – импровизация. Шалунишка…
Поэтому вспомним ее так.
О знакомстве с Риной Зеленой:
Люди, которые познакомились с Риной Васильевной еще в своем детском возрасте, должны были называть ее просто Рина, но на «вы». На «ты» ее звал только Никита Михалков, которого Рина Васильевна знала буквально с его рождения. ... Я был подростком, когда моя мама представила меня Рине Зеленой:
– Это Вася, ему десять лет.
– Десять лет! – воскликнула Рина. – Женя, дорогая, вы не успеете оглянуться, а у него уже вырастут усы.
В течение многих лет при каждой новой встрече Рина спрашивала меня:
– А где усы? Я же обещала твоей маме, что у тебя моментально вырастут усы!
Я давно ношу усы, и может быть, подсознательно благодаря Рининым настояниям.
Совершенно потрясший меня эпизод времен съемок Шерлока Холмса. Напомню, в сериале Зеленая начала сниматься в возрасте 77 лет:
Однажды, после запозднившейся съемки, мы с Риной спешили на вокзал к московскому поезду. Маленький студийный автобус мчался по пустому в этот час Невскому проспекту, прихваченному мартовским ледком. Я сидел спиной к водителю. Рина устроилась в самом конце салона, напротив прохода. Вдруг из переулка вылетело такси и ударило наш автобус в бок. Удар был такой силы, что Рину выбросило из сиденья, она пролетела через весь автобус и рухнула ко мне на колени, обхватив мою голову руками.
И что она в этот момент выговорила?
– Спокуха – я с вами!
А вот - просто прекрасное:
Когда-то я попросил К.И. Чуковского сделать авторскую надпись на книге «Чудо-дерево» для моей пятилетней дочки.
– Настя, смотри, это тебе написал Чуковский. Знаешь, кто это – Чуковский?
– Знаю, – ответила девочка, – так называются очень хорошие стихотворения.
По-моему, исчерпывающе верный ответ.
Меня в свое время поразили некоторые журналы, стремительно набиравшие тиражи, которые слово в слово пересказывали истории из жизни Василия Борисовича, "забыв" упомянуть, что это - отрывки из его книг.
Рано или поздно наступит день и час, когда все кинутся искать, читать, цитировать многочисленные дневники, записи, художественные произведения Василия Борисовича. Я предпочитаю это делать, пока он жив и, очень надеюсь, здоров.
Чего ему и вам желаю. Чтение, которое доставляет удовольствие и приносит положительные эмоции, продлевает жизнь. Я сегодня так смеялась, перечитывая "Белую ворону", что дочь примчалась из соседней комнаты.
Пили кофе, читали и смеялись вместе. (Потом дочка притащила зачем-то английскую озвучку эпизода встречи Гурченко с Дорошиной в фильме "Любовь и голуби". Наш жизненный тонус взлетел до небес, а соседи вздрогнули).
Р. S. Найти то, о чем я рассказала, нетрудно, достаточно вбить в поисковик лучшие книги Василия Ливанова и высыпется целая россыпь названий.