3,9K подписчиков

Любимые художники - Алексей Саврасов

893 прочитали

Алексей Саврасов (1830-1897)

Саврасова небезосновательно считают одним из первооткрывателей русского пейзажа. Не потому, что до него никто в России не писал пейзажей - писали, конечно. Но именно Саврасов привнёс в пейзаж характерную "русскость", научился писать не красивую красоту (как, например, Шишкин и Айвазовский), а красоту обыденную и даже неухоженную: когда вроде слякоть, тучи и голые деревья - а душа радуется. Потому что - это твоя Родина, сынок :)
Ну и к тому же, Саврасов - учитель главного (по моему мнению) русского пейзажиста Левитана и главного (опять же - по моему мнению) русского импрессиониста Коровина. И один из учредителей Товарищества передвижных выставок.

"Грачи прилетели" (1871, Третьяковка)
"Грачи прилетели" (1871, Третьяковка)

"Грачей" конечно, все знают - культовая вещь. Сочинения по нему в школе, наверное, все писали. И даже если забыли, как она выглядит - название в голове отпечаталось навсегда. По-моему, вот это ощущение самого начала весны никому из художников не удавалось написать лучше. Левитановский "Март" рядом - но там настроение немного другое. Позже Саврасов будет говорить своим ученикам: "Пиши весну так, чтобы жаворонков не было на картине видно, а песни их слышались".

Но пойдём по порядку. Саврасов (или Соврасов - до какого-то момента именно так писали его фамилию) с детства имел талант к рисованию. И талант очевидный. Ещё мальчишкой он принёс свои рисунки на рынок - и там их в миг расхватали торговцы и велели приносить ещё. Вырученными от продажи рисунков деньгами сам оплачивал (отец-торговец не одобрял сыновьи художества) учёбу в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. В 24 года Саврасов становится академиком и попадает под покровительство княгини Марии Николаевны (дочери Николая I). В 27 его приглашают преподавать в Московском училище.

Вот, пожалуй, первая прогремевшая его работа:

"Вид на Кремль от Крымского моста в ненастную погоду" (1851, Третьяковка)
"Вид на Кремль от Крымского моста в ненастную погоду" (1851, Третьяковка)

Оказалось, у меня есть фото примерно с той же точки. Обстановка немного изменилась, но Иван Великий всё ещё виден вдалеке :)

Вид с Крымского моста. Фото автора
Вид с Крымского моста. Фото автора

Эта картина, как и другие ранние работы - пока ещё в духе романтизма: вот эти кучерявые деревья, фактурные тучи, драма, "взвейтесь да развейтесь"...
Как и полагалось учащимся художникам того времени, практиковаться следовало где-нибудь на юге, лучше в Италии (на худой конец - в Крыму). Потому, многие тогдашние русские пейзажи, даже северные, буйством форм часто смахивают на итальянские. Вот ещё один образчик:

"Вид в окрестностях Ораниенбаума" (1854, Третьяковка)
"Вид в окрестностях Ораниенбаума" (1854, Третьяковка)

Поворот от романтизма к реализму начался, пожалуй, в 1860-х. Там ещё хватает кудрявых дерев, терзаемых ветром, но появляется уже и вот такое:

"Ранняя весна. Половодье" (1868, Русский музей)
"Ранняя весна. Половодье" (1868, Русский музей)
"Пейзаж с избушкой" (1866, Башкирский государственный художественный музей, Уфа)
"Пейзаж с избушкой" (1866, Башкирский государственный художественный музей, Уфа)

Пожалуй, самый плодотворный период в творчестве Саврасова - 1870-е. Помимо "грачей", тогда он открыл для себя Волгу.

"Разлив Волги под Ярославлем" (1871, Русский музей)
"Разлив Волги под Ярославлем" (1871, Русский музей)
"Рыбаки на Волге" (1872, Третьяковка)
"Рыбаки на Волге" (1872, Третьяковка)

А вот, интересная:

"Село Болгары, Малый минарет и развалины белой палаты" (1870-е, Русский музей)
"Село Болгары, Малый минарет и развалины белой палаты" (1870-е, Русский музей)

Я бывал в Болгаре (это в Татарстане), теперь там исторический заповедник. Сейчас Малый минарет выглядит вот так:

Болгар. Фото автора
Болгар. Фото автора

А вот, если не ошибаюсь - Белая палата

Болгар. Фото автора
Болгар. Фото автора

Но вернёмся к Саврасову. На его зиму или раннюю весну можно смотреть бесконечно. Этим и займёмся.

"Зимний пейзаж. Москва" (1873, Рязанский областной художественный музей)
"Зимний пейзаж. Москва" (1873, Рязанский областной художественный музей)
"Зимний пейзаж" (1871, Нижегородский государственный художественный музей)
"Зимний пейзаж" (1871, Нижегородский государственный художественный музей)
"Зимний пейзаж. Иней" (1870-е, Воронежский областной художественный музей)
"Зимний пейзаж. Иней" (1870-е, Воронежский областной художественный музей)

Как видно, саврасовские зимы висят по многим провинциальным музеям. Парочка есть и у нас в Самаре. Ими, по традиции, и закончу.

"Зимний пейзаж" (1890-е, Самарский областной художественный музей)
"Зимний пейзаж" (1890-е, Самарский областной художественный музей)

А вот эта - какая-то сказочная:

"Зима" (1873, Самарский областной художественный музей)
"Зима" (1873, Самарский областной художественный музей)

Увы, несмотря на талант и признание, жизнь Саврасова благополучной не была. Успех не принёс богатства - жил Саврасов в казённой квартире при Училище. Женат был на сестре своего бывшего сокурсника и, видимо, не особо счастливо. Судя по всему, супруга Саврасова не была ни музой ему, ни "женой декабриста" - когда дела пошли совсем плохо, взяла детей и ушла. Саврасов запил и в итоге скатился на самое социальное дно. Гиляровский в своих московских зарисовках упоминает про спившегося Саврасова, одетого в рубище. Но писать не перестал - работы последних лет стали более беспокойными, часто он обращался к графике. Умер Саврасов в больнице для бедных на Хитровке.

Ну и чтобы не заканчивать столь печально, закончу несколькими цитатами.

Словами Левитана: "
С Саврасова появилась лирика в живописи пейзажа и безграничная любовь к своей родной земле... и эта его несомненная заслуга никогда не будет забыта в области русского художества"

И словами самого Саврасова:
"Нужна романтика и нежное чувство, мотив. Романтика бессмертна. Настроение, бережное чувство нужно. Природа ведь жива, вечно дышит, всегда поет, и песнь ее торжественна. Нет выше счастья и наслаждения, чем созерцание природы. Земля ведь рай, и жизнь на ней - тайна, прекрасная тайна. Прославляйте жизнь."

Следующим героем "любимых художников" будет вовсе не герой, а героиня - дальняя родственница Александра Сергеевича Нашего Всего, арестованная за распространение порнографии.

#искусство #художники

#изобразительное искусство #саврасов #пейзаж