Ольга Жогло
Предыдущая глава: https://dzen.ru/a/YW_vJv7Ca2n7aXOj
65 лет назад, 26 июля 1956 года, при взлёте с Энгельсского военного аэродрома разбился тяжёлый дальний бомбардировщик ОКБ В. М. Мясищева «М-4». Погибли восемь человек: А. Е. Вербицкий, Н. П. Горчаков, И. А. Спицин, В. К. Елпатов, А. И. Лежнев, И. Н. Глебов, К. Ф. Ахмедшин, Н. П. Дрёмов.
Командиром экипажа был Герой Советского Союза полковник Александр Евлампиевич Вербицкий.
Об этом человеке героической судьбы, жизнь и смерть которого связаны с нашим городом, в Энгельсе вспоминают нечасто и знают мало. Эта публикация призвана хотя бы отчасти восполнить этот пробел...
«С войной покончили мы счёты...»
За восемнадцать дней до Победы Александр Вербицкий едва не погиб. 20 апреля 1945 года во время бомбардировки восточных районов Берлина его самолёт был атакован двумя «Мессершмиттами». Но фашистским истребителям не удалось одержать победу в этом бою. Вербицкий сумел не только отбить все атаки, но и подбить один из вражеских самолётов. Последнее, что увидел наш лётчик, возвращаясь на аэродром базирования, - как отвернувший «Мессер» со стремительным снижением направлялся к земле. А на самолёте Вербицкого потом насчитали 12 пробоин...
Александр Вербицкий был в числе первых советских лётчиков, летавших бомбить Берлин в 1943 году. Четыре раза он совершал ночные полёты на вражескую столицу. Ему стали доверять действовать в «свободной охоте» - когда лётчик имеет право сам выбирать цели. Такие задачи ставятся только перед самыми опытными, проверенными и надёжными воздушными бойцами.
Высоко ценило командование и деятельность Вербицкого как партийного организатора. Отмечалось, что как парторг эскадрильи он умеет мобилизовать личный состав лётчиков, техников и механиков на образцовое выполнение боевых задач. Мобилизовывал Вербицкий не пламенными речами и лозунгами - личным примером. Самые сложные ночные полёты всегда возглавлял парторг. Ему очень помогал опыт штурмана - в самых непростых погодных условиях он всегда находил нужную цель и умело выводил свои бомбардировщики из-под огня.
Всего на счету командира корабля 27-го гвардейского бомбардировочного авиационного полка гвардии капитана Александра Вербицкого было 293 боевых бомбардировочных вылета, из которых 267 - ночных, 1022 часа в воздухе, ни одного случая поломки или аварии и славный боевой путь от штурмана до командира авиасоединения. Он успешно уничтожал вражеские аэродромы, склады и укрепления на фронтах, помогал партизанам Белоруссии, много раз бомбил Берлин. «В этом скромном патриоте Родины воплощены все замечательные качества воина», - говорится в его наградном листе.
За образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленные при этом отвагу и геройство 15 мая 1946 года Указом Президиума Верховного Совета СССР гвардии капитану А. Е. Вербицкому было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 7517).
Всего же Александр Евлампиевич был награждён двумя орденами Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны 1-й степени, орденом Красной Звезды и медалями.
К новым высотам
После войны Александр Вербицкий продолжил службу в Военно-воздушных силах Отечества.
В биографическом очерке «1022 часа в воздухе» написано: «Александр Евлампиевич ещё много лет передавал свой боевой опыт молодой смене воздушных бойцов. Новые самолёты, прибывавшие в училище, полковник Вербицкий облётывал лично».
Перед бомбардировочной авиацией вставали новые задачи. Возникновение ядерного оружия в США, а затем и в СССР потребовало появления авиации стратегической, способной преодолевать значительные расстояния, чтобы доставить ядерные боевые заряды к берегам «вероятного противника». Одна из баз формирующейся Дальней стратегической авиации расположилась на Украине.
А. Е. Вербицкий поселился с семьёй в Миргороде. На него была возложена задача по формированию новой войсковой части. В Миргороде полковника Вербицкого уважали и любили. Он пользовался доверием, его избирали в городской Совет депутатов трудящихся.
Радовали и дела семейные. Через пять лет после войны у супругов Вербицких родилась дочка. Это случилось 23 июля - за день до православного Дня святой Ольги.
Лариса Александровна Вербицкая-Киртаева:
- Когда я родилась, у мамы были «в проекте» для меня имена: Виктория или Валерия, или, на худой конец, Ирина. А по святкам выходило - Ольга. Папе было дано указание: «Когда пойдёшь регистрировать ребёнка, выбирай из этих четырёх имён!» Но он решил, что будет лучше, если у нас в семье будут два Александра и две Ларисы. Поэтому я стала Ларисой...
***
Старший сын Саша учился в школе. Обладающий мягким и обаятельным чувством юмора отец придумал детям домашние прозвища: Лариса была «Лялей», Саша - «Кузей»...
Но налаженный быт в семье военного часто только иллюзия. Весной 1956 года Александр Вербицкий получил назначение в 201-ю тяжёлую бомбардировочную авиационную дивизию в Энгельс. Семья стала готовиться к переезду.
Лариса Александровна Вербицкая-Киртаева:
- Папа не успел перевезти нас в Энгельс. Сказал: «Пусть Саша хоть спокойно закончит учебный год, зачем посреди года детей срывать?» Обещал, что приедет за нами летом...
Энгельсская трагедия
Задачи, стоявшие перед Александром Вербицким и его товарищами - первыми лётчиками дальних стратегических бомбардировщиков «М-4», были грандиозны и полны опасностей. Самолёт, созданный в ОКБ В. М. Мясищева, давал им немыслимые прежде технические возможности, но и предъявлял требования тоже по максимуму - знаний, навыков, опыта, дисциплины, внимания и хладнокровия. Могучий и своенравный «Бизон» («Bison» - так называли мясищевский самолёт в НАТО) нуждался в методичном, тщательном и бесстрашном «укрощении».
Александр Вербицкий оказался в числе первых, кто решился на «укрощение «Бизона». Ещё с войны он привык брать на себя самое трудное и опасное. Когда он прибыл в Энгельс, новые машины только начинали осваивать. 28 февраля 1955 года первый «М-4» приземлился на энгельсском аэродроме. Но не всё в этих первых полётах проходило гладко. Лётчики, инженеры и авиаконструкторы прекрасно отдавали себе отчёт, что освоение новейшей техники такой высокой сложности сопряжено со значительным риском.
Лариса Александровна Вербицкая-Киртаева:
- Не все лётчики были довольны самолётом. Говорили, что он тяжёлый в управлении, были ещё какие-то технические нарекания. И конструктор Мясищев попросил полететь папу. Папа сказал: «Я полечу, но только со своим экипажем». А маме он сказал: «Вот мы закончим эту работу, и тогда наступит отдых, тогда состоится ваш переезд. Ты понемногу собирайся, чтобы, когда я приеду, мы сразу собрали контейнер и уехали...»
***
26 июля 1956 года самолёт под командованием А. Е. Вербицкого взлетел с аэродрома Энгельса с полётным весом 150 тонн. Но взлёт закончился трагедией: произошло резкое взмывание машины на 20 метров и сваливание на крыло. «М-4» рухнул на землю, весь экипаж погиб.
Лариса Александровна Вербицкая-Киртаева:
- Когда это случилось, мы с братом Сашей были в Крыму в санатории «Москва», куда нас отправили. За нами приехал Федя Дурнев, фронтовой товарищ папы, и ещё кто-то. Нам ничего не сказали. Просто сказали, что мама и папа нас ждут дома. Но мы, дети, начали что- то подозревать. Мне шесть лет было, Саше - двенадцать... Я всё держала Сашу за ручку...
На вокзале я сказала, что хочу в туалет. И Федя повёл меня. А в женском туалете, как всегда, очередь. Он зашёл вместе со мной - женщины на него зашикали. Он сказал: «Пусть сейчас девочка пройдёт». Они ему с возмущением что-то стали говорить. Когда я проходила в туалет, видела, что все возмущались. А когда вышла, вся очередь стояла такая притихшая, скорбная... Видимо, он им рассказал. Я увидела, что меня жалеют, одна женщина даже погладила меня по голове... И когда я вернулась, сказала брату: «Саша, дома что-то случилось». Саша ответил: «Я тоже чувствую это»...
В Миргород мы приехали под вечер, уже смеркалось. И я увидела на перроне... папу с мамой! Стоит мама, и рядом в темноте стоит высокий офицер - кто же ещё может быть?! Папа!.. И, поскольку я была «папина дочка», я побежала к нему. Если бы это был папа, он бы меня подхватил и поднял бы. А тут меня никто не подхватил... Я подняла голову - а там чужой дядя... И первое, что я спросила: «А где папа?» Так я всё узнала...
Эта трагедия совершенно всех нас подкосила...
Вся семья вместе...
Вдова и дети Александра Вербицкого прожили в Миргороде до 1961 года. Потом переехали в Полтаву - детям нужно было получать образование.
Дочь стала преподавателем фортепиано, вышла замуж за кадрового военного. И для неё началась кочевая жизнь. В семье родилось двое детей - внуков Александра Евлампиевича. Старшая, Анна, училась в Москве, потом стала преподавателем МГУ на кафедре английского языкознания. Она замужем, есть сын Саша. Сын Ларисы Александровны Дмитрий работает техническим директором, в строительной компании.
Сын Александра Вербицкого, Александр Александрович, также, как отец, связал свою жизнь с Дальней авиацией. Его семейная жизнь не сложилась, но остался сын Денис. К сожалению, Александр Вербицкий-младший рано умер - в 1998 году семья похоронила его в Полтаве. Больше семью на Украине ничто не держало.
Лариса Александровна Вербицкая-Киртаева:
- Последний раз я была там, когда хоронила брата. На Украине уже начался тот разлад, который стал теперь таким явным...
Мы подумали: сколько нам так разрозненно жить? Все военные, все служили в разных местах и никак собраться вместе не могли. Решили переезжать в Москву. Теперь вот, наконец- то, мы все вместе!
Мой внук Саша учится в лицее. Он очень гордится своим прадедушкой, посвятил ему одну из своих школьных исследовательских работ.
Энгельс в судьбе и судьба в истории Энгельса
На Украине память об Александре Вербицком стараются не терять. Материалы, связанные с его героической жизнью, хранятся в Миргородском краеведческом, Полтавском краеведческом музеях. В родном для него Купянске в зале боевой славы местного краеведческого музея один из стендов посвящён великому земляку. В этом году купянскими краеведами Александром Тарасенко и Евгением Прокопенко выпущена книга «Их помнит мир спасённый. Узел в огне», в которой есть глава и о Вербицком.
А на территории России единственным городом, с которым связана биография Героя, остаётся Энгельс. А это значит, что ответственность за сохранение светлой памяти об этом замечательном Человеке, Воине и Патриоте ложится на нас. Может быть, какая-нибудь из школ нашего города захочет взять на себя эту благородную и почётную обязанность и задумается о том, чтобы добавить на свой фасад имя Александра Евлампиевича Вербицкого. Нет более действенного способа вырастить детей и подростков патриотами, чем прикосновение к биографии выдающейся личности, совместные заботы о сохранении и приумножении памяти о подвигах прошлого в нашем живом, нестареющем и благодаря таким героям, как полковник А. Е. Вербицкий, мирном мире...
Фотографии из личного архива семьи Вербицких-Киртаевых-Рудаковых.
Автор выражает благодарность:
Ларисе Александровне Вербицкой-Киртаевой и Александру Рудакову, дочери и правнуку А. Е. Вербицкого; Светлане Чудиновой, историку; Валентину Пантелеевичу Побегайлову, ветерану Дальней авиации; Харьковскому историческому музею имени М Ф. Сумцова (Украина); Миргородскому краеведческому музею (Украина); Полтавскому музею тяжёлой бомбардировочной авиации (Украина), а также Сергею Александровичу Воронову, директору Музея Дальней авиации (Энгельс) и Ярославу Витальевичу Москаленко, руководителю поискового отряда «Славия» (Украина)».